История мюзикла

Мюзикл – это форма искусства, в которой музыка, танец, визуальное воплощение и драматургия соединяются в уникальное творческое выражение. Другими словами, это некий синтетический жанр, вобравший в себя всё лучшее из других видов сценического искусства. История этого захватывающего жанра насыщена волшебством театральных постановок и эмоциональной мощью музыки.


Многие годы мюзикл не принимали как отдельный вид музыкального спектакля. Зрители приравнивали его к оперетте, варьете и водевилю, так как считали таким же легкомысленным развлекательным жанром. Но несмотря на все сложности, мюзиклу удалось развиться и утвердить себя как отдельную и самодостаточную часть музыкального театра.


Давайте пройдемся по этапам развития мюзикла, начиная с его первых шагов в 19 веке.

Что такое мюзикл

Мюзикл выступает в роли театрального жанра, где музыкальное сопровождение является важной составляющей наряду с танцевальными номерами, актерской игрой, и визуалом. Это отличает его от оперетты, которая, сохраняя классические черты, такие как ансамбли, использование музыкальных тем и их развитие, стремится оставаться ближе к опере.

Композитор И. Дунаевский разделял мнение о том, что мюзикл тесно связан с музыкальной комедией, ветвью оперетты, которая оформилась как отдельный жанр. Он утверждал, что в оперетте музыка занимает центральное место, в отличие от так называемых музыкальных комедий, где она может и не быть столь значимой. В оперетте музыкальные элементы не только задают тон всему произведению, но и служат ключевым инструментом для развития драмы, персонажей и сюжета. Как и в опере, в оперетте музыка объединяет произведение в единое целое, но использует более простые мелодии и структуры.

Многие известные мюзиклы черпают вдохновение из великих литературных работ, как классической, так и современной эпох. Творения таких авторов, как Т. Плавт и У. Шекспир из прошлого, и современных литераторов вроде Т. Капоте и Э. Райс, служат фундаментом для создания этих музыкально-театральных произведений. Подобное заимствование сюжетов от знаменитых писателей повышает литературное качество мюзиклов.

Великолепие либретто мюзиклов проявляется в увлекательной тематике, оригинальных персонажах, блестящих диалогах, захватывающих кульминациях и поэтичных стихах песен. Композиторы и драматурги мюзиклов обычно рассматриваются как равные партнеры их создания. Так, например, редко можно услышать словосочетание «мюзикл «Оклахома!» Роджерса»; обычно говорят «мюзикл «Оклахома!» Роджерса и Хаммерстайна».

К/ф «Оклахома!» (1999). Источник: film.ru

Исключительный и многогранный набор навыков требуется для того, чтобы стать артистом мюзикла, где одинаково важно быть и талантливым танцором, и умелым актером, и виртуозным певцом. Мюзиклы, отходя от традиций европейской оперетты, большое внимание уделяют хореографической составляющей, хотя и не умаляют значение вокального искусства.

Исполнители в мюзиклах должны быть мастерами не только вокала, но и в искусстве передачи эмоций через ритмичную и убедительную дикцию. Рекс Харрисон, восхитительно воплотивший образ профессора Хиггинса, продемонстрировал, что музыкальность и чутье ритма неотделимы от вокальной экспрессии и служат не только дополнением к слову, но и инструментом раскрытия личности персонажа. В мюзикле, где драматическое искусство сочетается с музыкальным, танцевальным и пластическим талантом, актеры должны быть виртуозами многогранности, сливая эти разнообразные умения в единое целое, чтобы оживить сценический образ. Такой подход является отличительной особенностью исполнителей, чье мастерство пересекается с разными аспектами театрального искусства.

История создания мюзикла

Жанры, которые считаются предтечей мюзикла, возникли в европейском и американском искусстве в 19 веке, когда появились демократичные развлекательные представления, такие как экстраваганца, мелодрама, мюзик-холл, водевиль, бурлеск, шоу менестрелей. Но наиболее близка к современному мюзиклу была оперетта - в отличие от других жанров, где отдельные музыкальные и танцевальные номера не складывались в единую историю, оперетта отличалась линейным сюжетом, чаще всего оформленным в легком, юмористическом ключе.

В 20 веке одним из ключевых элементом в популярном искусстве стал джаз, чье влияние ощущалось и в театральной сфере. Он звучал в легкомысленных музыкальных комедиях, песни из мюзиклов расходились в виде нот и пластинок и становились настоящими хитами. К 1940-м годам редкая постановка в жанре музыкальной комедии обходилась без джазовых номеров.

В 1943 году на Бродвее открылась «Оклахома» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна. Этот мюзикл отличался от привычной музыкальной комедии гармоничной синтезом музыки, либретто и хореографии. Каждый элемент – от мелодий до характеров персонажей – сплетался воедино, развивая основную фабулу и создавая цельную художественную картину. В дальнейшем стало очевидно, что это произведение совершило на Бродвее революцию.

Близкие американскому обществу идеалы, такие, как любовь, общественное единство и патриотизм, были спрятаны за кажущейся простотой сюжета. Следуя за волнующей и успешной премьерой, творцы произведения ввели в обиход новое понятие для характеристики своего творения – «мюзикл».

Золотая эра мюзиклов в кино охватывает 30-40-е годы 20 века, когда жанр расцвел благодаря звуковому кино и новым приемам киносъемки. В эти десятилетия студия Warner Bros. выпустила огромное количество киномюзиклов, в том числе «42-я улицу» (1933). Еще одна крупная голливудская кинокомпания – MGM – не отставала, предложив зрителю, наряду с многочисленными романтическими музыкальными комедиями, «Волшебник страны Оз» (1939).

К/ф «Волшебник страны Оз» (1939). Источник: afisha.ru

В 50-х и 60-х эксперименты с цветом и кинематографическими техниками, такими как широкоформатная съемка и стереозвук, придали жанру новое дыхание. Это было время, когда экранизация мюзикла «Вестсайдская история» (1961), с ее сочетанием классической музыки, джаза и современных танцевальных стилей, продемонстрировала новые возможности для мюзикла. Такие фильмы как «Моя прекрасная леди» (1964) и «Звуки музыки» (1965), также отражали эти инновации, сочетая традиционные элементы с новаторским подходом к повествованию.

В 21 веке мюзиклы в кино продолжают эволюционировать. Экранизации мюзиклов «Чикаго» (2002) и «Отверженные» (2012) возродили интерес к жанру. Мюзиклы становятся глобальным феноменом, примером чего может служить «Величайший шоумен» (2017). Новый виток популярности мюзиклов показывает, что жанр по-прежнему способен завораживать зрителей своей магией.

Развитие мюзикла в Америке

Историю мюзикла в США можно разделить на несколько этапов. Первые музыкальные представления, которые можно считать прообразами современных мюзиклов, появились на Бродвее во второй половине 19 века. В начале 20 века были созданы такие постановки, как «Принц-студент» и «Rio Rita», однако они еще не были полноценными мюзиклами и больше напоминали музыкальные ревю, в которых актеры пели и танцевали. Также в них не было сюжетной линии и диалогов.

В 20-е и 30-е годы либретто стало более сложным, ритмы начали меняться под влиянием джаза, а в песнях появились типичные американские обороты.Песни из мюзиклов становились эстрадной и джазовой классикой, актёрское мастерство певцов значительно выросло.

Одним из первых произведений, считающихся родоначальниками жанра, стал мюзикл «Плавучий театр» (Show Boat), который был представлен аудитории в 1927 году. Сочиненный Джеромом Керном и Оскаром Хаммерштайном, этот спектакль открыл новую страницу в истории американского театра, предложив зрителям не просто развлекательное представление, но и глубокий сюжет с серьезными темами, такими как расизм и алкоголизм.

Другим ключевым моментом в развитии жанра стал мюзикл «Оклахома!» (Oklahoma!), увидевший огни рампы в 1943 году. Созданный композитором Ричардом Роджерсом и либреттистом Оскром Хаммерстайном, он привнес на Бродвей очень важное новшество: интеграция музыкальных номеров в сюжет. Такой подход позволил музыке и хореографии усилить повествование и развитие персонажей. Это был переломный момент - именно тогда мюзикл окончательно сформировался как самостоятельный жанр.

Революционные изменения привели к расцвету жанра в середине 20-го века, когда Бродвей стал синонимом высокого мастерства и культурной значимости. Такие классические произведения Джерома Роббинса, как «Вестсайдская история», «Джипси», «Скрипач на крыше» оказали огромное влияние на последующее развитие американского мюзикла. Они не только задали высокие стандарты, но и показала, что мюзикл может затрагивать общественно-важные темы.

Золотая эра определила многие стандарты жанра, которые считаются каноничными до сих пор. Произведения тех лет продолжают переосмысливаться и возрождаться в новых постановках, сохраняя свою актуальность и любовь публики. Это был период, когда мюзикл не только достиг вершин коммерческого успеха, но и стал значимой частью американской культуры.

С 1950-х до 1970-х годов мюзиклы становились все более разнообразными по темам и стилям, отражая проблемы общества, политическую активность и культурные тенденции того времени. В 1960-х годах популярность набирают мюзиклы с более серьезными социальными посланиями, например, «Кабаре» (1966) и «Волосы» (1968), которые затрагивали темы политических протестов, сексуальной революции и антивоенного движения.

Возникшая в конце 60-х рок-опера сделала традиционному мюзиклу прививку бунтарства. Этот жанр был популяризирован такими работами, как «Томми» (1969) группы The Who, а также «Иисус Христос - суперзвезда» (1971) Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса. Эти произведения обладали большей свободой в музыкальном выражении и часто привлекали молодежную аудиторию, стремящуюся к переменам. Это было время, когда музыкальный театр начал активно экспериментировать не только с музыкальными жанрами, но и со сценическим дизайном и формами повествования.

«Иисус Христос - суперзвезда». Источник: cand-orel.livejournal.com

Важной чертой этого периода стало взаимодействия мюзикла с другими видами искусства и поп-культурой. Мюзиклы, такие как «Чикаго» (1975) и «Кошки» (1981), отражали новаторский подход к постановке, что помогло достичь успеха как на Бродвее, так и за его пределами.

Вторая половина 20 века стала периодом значительных экспериментов и изменений для американского мюзикла, что привело к расширению его границ и созданию новых форматов, оставивших значительный след в истории музыкального театра.

История мюзикла в России

История российского мюзикла берет свое начало в джазовой музыке, которые также оказала большое влияние на американский мюзикл. В культовых кинолентах Г. Александрова, в частности, в «Веселых ребятах», произошло нечто вроде симбиоза кино и музыки, когда джазовый оркестр Л. Утесова стал неотъемлемой частью действия: хотя музыкальных композиций было немного, они играли ключевую роль в фильме. Этот подход нашел продолжение в таких работах режиссера, как »Цирк» и, отчасти, «Волга-Волга», где музыкальные сцены выполняли функцию эффектных дополнений к основному сюжету. Вклад Александрова является уникальным: он познакомил советского зрителя с музыкальной комедией в той ее форме, в которой она существовала в США.

С 1960-х годов советская театральная сцена начала обращаться к западным произведениям в жанре мюзикл, например, к таким названиям, как «Вестсайдская история» или «Моя прекрасная леди». Однако основная масса музыкальных спектаклей развлекательного толка сохраняла дух советской музкомедии или оставалась в жанровых рамках оперетты.

В 70-е стали появляться рок-мюзиклы отечественных авторов, ознаменовавшие новаторские тенденции в театральном искусстве. В частности, в Ленинградском театре музыкальной комедии зрители имели шанс увидеть «Свадьбу Кречинского» – произведение, где музыкальное оформление А. Колкера воплотилось в жизнь благодаря режиссуре В. Воробьева. Не менее значимы и творения М. Захарова в театре Ленком, где «Тиль» на музыку Г. Гладкова, а также «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» с композициями А. Рыбникова представили новый взгляд на музыкальный театр.

В начале нового тысячелетия на российской сцене появился «Норд-Ост» (2001), с которого начался расцвет оригинального российского мюзикла. Этот проект учел опыт 1990-х, когда Россия с распростертыми объятиями приняла западные шедевры вроде «Кошек» и «Нотр-Дам де Пари» и положила начало золотому веку российского мюзикла, который и по сей день продолжает радовать зрителей своей красочностью, динамикой и разнообразием тем.

С начала 2000-х годов российский мюзикл неуклонно видоизменяется, используя современные технологии и инновационные подходы. Спектакли становятся более зрелищными благодаря видеопроекциям и интерактивным элементам сценографии.

Одной из самых ярких фигур российского музыкального театра является театральный продюсер Дмитрий Богачев. Именно благодаря ему зрители в России получили возможность увидеть такие мировые мюзиклы, как «Кошки», «Мамма Миа!», «Красавица и Чудовище», «Призрак Оперы», и «Бал вампиров». В настоящее время Дмитрий стоит у руля «Бродвей Москва», театральной компании, базирующейся в Московском дворце молодежи.

Компания занимается прокатом известных театральных шедевров международного масштаба, а также создает собственные уникальные театральные проекты. С декабря 2022 года года на сцене Театра МДМ публику покоряет мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой». В основу мюзикла легли знаменитые композиции группы «Секрет», получившие в рамках этого спектакля новое дыхание и спустя много лет радующие поклонников группы, но уже в новом формате.

Экспериментируя с различными формами, методами и темами, российские режиссеры и продюсеры дали толчок к более смелым театральным начинаниям. Мюзиклы обрели всенародную любовь и признание, подтверждая, что российская публика открыта к инновациям в искусстве музыкального театра.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*