«В мой разум Призрак Оперы проник, он мой двойник»: как создавался легендарный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера

Мюзикл «Призрак Оперы»

Источник: New York Times

16 апреля 2023 года, Нью-Йорк. Со сцены театра Маджестик (Majestic Theater) звучит реприза «Музыки ночи» (The music of the night). На глазах у зрителей, артистов, постановочной команды слёзы – только что закончился последний, 13,981й показ бродвейской версии мюзикла «Призрак Оперы». «Ушла эпоха» – читалось в каждом посте в социальных сетях и на новостных порталах. Так что же это за эпоха такая «призрачно-оперная»? Как появился мюзикл, изменивший историю жанра, и почему его знают даже те, кто далёк от музыкального театра? Давайте разбираться вместе!

Общий обзор

«Призрак Оперы» – мюзикл, в основу которого лёг одноимённый роман французского писателя Гастона Леру, – по праву считается одним из главных мировых мюзиклов. Музыку к «Призраку» написал английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, а в качестве либреттиста выступил поэт-песенник Чарльз Харт. Мюзикл завоевал головокружительную популярность и достиг невероятного коммерческого успеха: его посмотрело порядка 145 миллионов человек в 183 городах по всему миру, только на Бродвее сборы составили более 1,3 миллиарда долларов!

История создания

Мюзикл «Призрак Оперы»

Мюзикл «Призрак Оперы» был далеко не первой работой Эндрю Ллойда Уэббера. Более того, даже не той, которая принесла ему мировую известность – это случилось чуть раньше, благодаря рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» и мюзиклу «Кошки». Однако с течением времени Эндрю Ллойд Уэббер стал для многих ассоциироваться именно с «Призраком Оперы». Так что же побудило маэстро создать мюзикл, ставший настоящей легендой?

Идея и вдохновение

История «Призрака Оперы» началась в 1984 году. Именно тогда Эндрю Ллойд Уэббер женился на Саре Брайтман – певице и актрисе. Композитор хотел показать широкой публике талант своей молодой жены и предложил театральному продюсеру Кэмерону Макинтошу перенести на сцену драматическую и сильную историю Гастона Леру о любви, а главную роль отдать Саре. Макинтош отнёсся к идее Уэббера с большим энтузиазмом, и работа над мюзиклом началась.

Создание текстов и музыкальной партитуры

Помимо создания музыки к «Призраку Оперы», Эндрю Ллойд Уэббер сам продумывал сценарий для своего будущего мюзикла. В качестве помощи Джим Шерман – постановщик, который работал с Ллойдом Уэббером над рок-оперой «Иисус Христос – супервезда», – предложил композитора и либреттиста Джима Стейнмана. Он имел достаточно весомую репутацию в музыкальной индустрии, являясь автором хитов многих именитых исполнителей, например Бонни Тайлер. К сожалению, сотрудничество не сложилось, однако, как говорится, всё, что ни делается, – к лучшему. История не терпит сослагательного наклонения, но кто знает, как сложилась бы судьба «Призрака Оперы», если бы в команду авторов вошёл Стейнман (хотя стоит заметить, что Эндрю Ллойду Уэбберу ещё удастся поработать с Джимом Стейнманом над мюзиклом «Свистни по ветру» (Whistle Down the Wind)). Однако не будем предаваться размышлениям, а просто скажем, что после долгих (и тяжёлых) выбор пал на начинающего автора Чарльза Харта. Именного его тексты вот уже много лет напевают все любители музыкального театра.

Дизайн, режиссура и хореография

Мюзикл «Призрак Оперы»

Если посмотреть фотографии самых топовых мировых мюзиклов, то можно заметить одну особенность: масштабные, поражающие воображение декорации. Безусловно, «Призрак Оперы» не исключение. Пожалуй, будет даже правильнее сказать, – эталон. Чего стоит легендарная люстра, которая практически падает на зрителей в конце первого акта, или механический слон в натуральную величину! А маска Призрака стала самым узнаваемым мюзикловым символом в мире. Сказать спасибо за это стоит Марии Бьорнсон – театральной художнице, которая занималась оформлением мюзикла. Хореографом в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера стала Джиллиан Линн – она же работала над мюзиклом «Кошки». Кандидата на позицию режиссёра Эндрю Ллойд Уэббер предложил сразу – Гарольд Принс, в копилке которого уже были такие мюзиклы, как «Кабаре» и «Эвита».

Сюжет и структура мюзикла

В некотором царстве, в некотором государстве… а точнее во Франции 19 века глубоко в подвалах Парижской Оперы живёт Призрак. Музыкальный гений с изуродованным лицом избегает общества (что, в принципе, взаимно), но берёт под своё крыло многообещающую молодую певицу Кристин Даэ, желая возвести её на пьедестал оперной славы. А потом… впрочем, обо всём по порядку. Осторожно, на пути нашего путешествия по Grand Opera вам могут встретиться спойлеры!

Пролог

Мюзикл «Призрак Оперы»

В Парижской Опере - большой аукцион, на котором распродаются различные вещи, когда-то принадлежавшие театру – декорации, костюмы, реквизит. Один из участников аукциона, пожилой виконт Рауль де Шаньи, покупает лот №665 – музыкальную шкатулку в виде обезьянки. В качестве следующего лота под дьявольским числом 666 представлена старинная люстра. По словам аукционера, она напрямую связана с историей загадочного Призрака, много лет жившего под зданием Оперы. Неожиданно огни на люстре загораются, и она взмывает к потолку, на своё законное место. Действие начинается.

Акт первый

Мюзикл «Призрак Оперы»

Во время репетиции новой оперы «Ганнибал» ушедший в отставку директор Парижской Оперы Лефевр представляет труппе новых управляющих – Андре и Фирмина. Андре просит Карлотту Гуидичелли, ведущее сопрано театра, спеть отрывок из «Ганнибала», однако неожиданно на примадонну падает задник декораций. Разгневанная Карлотта уходит, а балетмейстер Парижской Оперы мадам Жири передаёт Андре и Фирмину послание от зловещего Призрака, живущего глубоко под зданием. Впрочем, у новоиспечённых управляющих есть проблемы поважнее какого-то фантома: премьера «Ганнибала» совсем скоро, а постановка осталась без исполнительницы главной роли. На помощь приходит дочь мадам Жири Мэг, которая предлагает послушать, как поёт Кристин Даэ – её подруга, молодая хористка из Швеции. Ко всеобщему удивлению девушка прекрасно справляется с этой сложной партией. После триумфального выступления Кристин признаётся Мэг: у неё есть загадочный учитель, «Ангел музыки», чей голос она слышит в своей гримёрке.

Свидетелем невероятного успеха Кристин становится её друг детства, виконт Рауль де Шаньи (да-да, тот самый, которого мы встречаем в самом начале мюзикла). Он очарован ею и настаивает на совместном ужине, однако девушка отказывается – все её мысли лишь об «Ангеле музыки». Кристин просит своего учителя явиться к ней, и Призрак уводит девушку в подвалы Парижской Оперы, в своё логово за подземным озером, подальше от настойчивого Рауля. Лицо загадочного фантома скрывает белая маска. Призрак внушает Кристин, что она должна посвятить свою жизнь служению музыке и всецело принадлежать только ему. Завороженная Кристин лишается чувств.

Мюзикл «Призрак Оперы»

Утро следующего дня. Кристин Даэ просыпается от звуков музыкальной шкатулки в виде обезьянки (вот и лот №665 с аукциона). Призрак, сидя за органом, сочиняет музыку. Девушка, охваченная любопытством, незаметно подкрадывается к нему, срывает маску и видит спрятанное за ней изуродованное лицо. Призрак в бешенстве, которое сменяется отчаянной жалостью к себе: теперь Кристин никогда не сможет полюбить его. «Ангел музыки» решает вернуть девушку наверх.

Тем временем в Парижской Опере творится хаос. Помимо того, что пропала уже вторая примадонна, практически все действующие лица получают послания от Призрака. От Фирмина и Андре он требует ежемесячное жалование для себя и восхваляет Кристин; Раулю Призрак сообщает, что девушка находится под надёжной защитой и искать её не стоит; Карлотта же получает записку с настоятельной рекомендацией отказаться от главной роли Графини в опере Il Muto, показ которой должен состояться вечером. В разгар споров появляется мадам Жири с новостями: Кристин вернулась. Пытаясь успокоить Карлотту, уверенную, что весь этот фарс устроили покровители молодой певицы, Андре и Фирмин обещают оставить главную партию за ней, а Кристин отдать роль немного пажа. Роковая ошибка, за которую придётся расплатиться совсем скоро…

В разгар вечернего выступления Карлотта теряет голос, а на сцену падает тело мёртвого рабочего сцены Жозефа Буке. По залу разносится леденящий душу смех Призрака. В атмосфере общей паники и замешательства Кристин и Рауль убегают на крышу Парижской Оперы, где девушка рассказывает о своём зловещем учителе. Молодые люди признаются друг другу в своих чувствах, и Рауль обещает защитить Кристин. Услышав этот разговор, Призрак проклинает возлюбленных. Последствия его гнева герои ощущает на себе уже в следующей сцене.

Кристин, в окружении остальных участников представления, выходит на поклоны в костюме Графини. Весь зал будто бы задерживает дыхание. По воле Призрака огромная оперная люстра, пролетая над зрителями, падает к ногам девушки.

Акт второй

Мюзикл «Призрак Оперы»

Прошло шесть месяцев: Кристин и Рауль тайно помолвлены, а Призрак как будто исчез. В Парижской Опере царит праздничная атмосфера новогоднего бала-маскарада. Однако всякой безмятежности приходит конец: в самый разгар веселья появляется загадочная фигура в маске Красной Смерти (этот образ Гастон Леру взял из одноимённого рассказа Эдгара По) – Призрак написал новую оперу «Торжествующий Дон Жуан» и требует, чтобы её немедленно поставили. Главная роль, безусловно, должна принадлежать Кристин. Оставив всех в ужасе, Призрак удаляется.

За сценой Рауль просит мадам Жири рассказать всё, что ей известно о Призраке Оперы. Оказывается, что под маской скрывается гениальный архитектор, учёный и композитор, которого, из-за его обезображенного лица, демонстрировали публике, требующей хлеба и зрелищ, в качестве развлечения в одном из бродячих цирков. После того, как Призрак сбежал из своей «клетки», он поселился в подвалах Парижской Оперы.

Не осмеливаясь в этот раз идти против воли Призрака, Андре и Фирмин готовятся к постановке «Торжествующего Дон Жуана», а Рауль планирует устроить ловушку для Призрака в день премьеры – Кристин должна стать приманкой. Полная смятения, девушка отправляется на могилу своего отца, где слышит голос Призрака, который вновь просит пойти за ним, и лишь появление виконта де Шаньи спасает почти покорившуюся Кристин.

Мюзикл «Призрак Оперы»

Наступает день премьеры, и Рауль готов воплотить в жизнь свой план. Однако Призрак, снова отвергнутый, тоже жаждет мести. Во время финальной сцены оперы «Торжествующий Дон Жуан» Кристин понимает, что поёт не с ведущим тенором Пианджи, который оказывается задушен, а с самим «Ангелом музыки». На глазах у поражённой публики девушка срывает с его лица маску, но Призрак быстро накрывает Кристин своим плащом и скрывается вместе с ней подвалах Парижской Оперы. Рауль бросается за ними, чтобы спасти возлюбленную, однако сам оказывается в ловушке. Призрак ставит Кристин ультиматум: она может освободить Рауля, если согласиться навсегда остаться с «Ангелом музыки», но в случае отказа молодой человек умрёт. Кристин в отчаянии, однако она не может пожертвовать Раулем, а потому принимает предложение Призрака.

За сценой раздаются звуки приближающейся толпы, которая узнала, где скрывается Призрак. Разрываемый противоречиями, он всё же соединяет возлюбленных и отпускает их. Когда в логово Призрака врываются люди, там никого нет. Только белая маска на троне….

Мюзикл «Призрак Оперы»

Персонажи и исполнители

Постановочная команда мюзикла «Призрак Оперы» понимала, что трагичная история, разворачивающаяся в Парижской Опере, требовала тщательно подобранного состава исполнителей, чтобы донести до зрителей всю глубину сюжета. Кроме того, артисты должны были обладать исключительными вокальными данными для исполнения сложного материала. Кандидатура на роль Кристин не обсуждалась – как мы уже говорили ранее, её партия досталась Саре Брайтман, – а вот исполнителя роли Призрака помог найти случай. Как-то раз, дожидаясь жену после вокала, Эндрю Ллойд Уэббер услышал, как поёт ещё один ученик – Майкл Кроуфорд. Его голос покорил композитора, и выбор был сделан. Партию Рауля в премьерном составе исполнил актёр и певец Стив Бартон.

Честно признаться, можно поставить знак равно между списком тех, кто когда-либо исполнял главные партии в «Призраке Оперы», и списком самых известных артистов Бродвея и Вест-Энда. Так, роль Призрака исполняли Рамин Каримлу, Джон Оуэн-Джонс, Колм Уилкинсон; Кристин – Сьерра Боггесс, Джина Бек, Кэти Холл; Рауля – Киллиан Доннелли, Майкл Болл, Хэдли Фрейзер.

Музыкальные номера

Если открыть список самых популярных мюзикловых песен, то можно увидеть, что практически в любом рейтинге сразу несколько композиций из «Призрака Оперы» занимают верхние строчки. Самой известной является, безусловно, главный дуэт Призрака и Кристин «Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera). Эта ария звучит в первом акте, когда Призрак сопровождает девушку в своё подземное убежище. Пожалуй, строки «В мой разум Призрак Оперы проник, он мой двойник» знают даже те, кто мюзикл ни разу не видел. А чего стоит легендарный органный риф, который звучит сквозь весь спектакль! Другие хиты – «Музыка ночи» (The music of the night), «Всё о чём молю» (All I ask of you), «Мы пересекли черту» (The point of no return).

Мюзикл «Призрак Оперы»

Говоря о музыкальных номерах, нельзя не сказать про три оперы, о которых идёт речь в мюзикле: «Ганнибал», «Il Muto» и «Торжествующий Дон Жуан». Все эти оперы выдуманные, однако вдохновение для них черпалось из вполне реальных произведений разных эпох и стилей. Так, «Ганнибал» – некая пародия на оперы Мейербера. Кроме того, можно найти что-то общее с «Аидой» или «Свадьбой Фигаро».

Постановки и история представлений

За свою практически четырёхвековую историю мюзикл «Призрак Оперы» был поставлен почти во всех уголках мира и переведён на множество языков. Более того, бродвейская постановка, перешагнув отметку в 10000 показов, попала в Книгу рекордов Гиннеса 2013 года как самое долгоидущее шоу. Но пришёл ли успех к произведению Эндрю Ллойда Уэббера сразу или путь был таким же долгим и трудным, как в подземное логово Призрака?

Премьера и первые показы

Не будем ходить вокруг да около и сразу скажем, что «Призрак Оперы» мгновенно покорил как критиков, так и обычных зрителей. Премьера мюзикла состоялась в Лондоне в 1986 году в театре Её Величества (Her Majesty's Theatre), сейчас театр Его Величества (His Majesty's Theatre). Кстати, среди первых зрителей были и члены королевской семьи. Чтобы лучше представить себе популярность «Призрак Оперы», приведём один интересный факт: аудиоверсия мюзикла в исполнении оригинального лондонского каста долгое время являлась самой продаваемой записью в истории музыкального театра.

После головокружительного лондонского успеха мюзикл поставили в нью-йоркском театре Маджестик (Majestic Theater). Предпремьерные показы начались 9 января 1988 года, а официально «Призрака Оперы» представили американским зрителям 26 января. Роли Призрака, Кристин и Рауля исполнили актёры из оригинального каста: Майкл Кроуфорд, Сара Брайтман и Стив Бартон.

Огромное влияние на бродвейскую и вест-эндовскую версии оказала пандемия COVID-19. 14 марта 2020 года в Лондоне в последний раз сыграли «Призрака Оперы» в том виде, в котором его создали Гарольд Принс, Мария Бьорнсон и Джиллиан Лин. После окончания локдауна, когда театры возобновили работу, мюзикл вернулся на сцену театра Её/Его Величества (Her/His Majesty's Theatre) в «уменьшенном» формате: вдвое было сокращено количество музыкантов, убраны некоторые элементы декораций. Несмотря на это, посмотреть «Призрака Оперы» в Лондоне до сих пор приезжают со всего мира. Что касается Бродвея, то в отличие от постановки на Вест-Энде, в Нью-Йорк после пандемии шоу вернулось в своём первоначальном виде, однако, при неизменно больших издержках на прокат мюзикла, его посещаемость значительно снизилась. Бродвейская версия закрылась 16 апреля 2023 года.

Российская постановка

Мюзикл «Призрак Оперы»

Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы» был поставлен в 41 стране мира, включая Россию: премьера состоялась в 2014 году на сцене Театра МДМ. Московская версия прочно заняла своё место среди самых успешных лицензионных постановок «Призрака Оперы». И неудивительно: мюзикл был в руках команды профессионалов во главе с театральным продюсером Дмитрием Богачевым, на чьём счету уже были такие легенды музыкального театра, как «Кошки», «MAMMA MIA!», «Красавица и Чудовище», «ZORRO». Русский текст к «Призраку Оперы» написал Алексей Иващенко – известный бард, либреттист и переводчик. Главные роли исполнили именитые артисты российских мюзиклов: Дмитрий Ермак, Иван Ожогин, Евгений Зайцев, Елена Чарквиани и другие.

Долгое время мюзикл «Призрак Оперы» удерживал абсолютный театральный рекорд по скорости продажи билетов. Однако недавно этот рекорд был побит… другим проектом Дмитрия Богачёва! Оригинальный российский мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», премьера которого состоялась в декабре 2022 года. Каждый день почти две тысячи зрителей приходят посмотреть на трогательную историю любви и дружбы, разворачивающуюся в Ленинграде 80-х годов. Секрет успеха (помимо невероятного профессионализма всей творческой команды, ярких декораций, зажигательных танцев и энергичных молодых артистов) кроется в «Секрете» – а точнее в 20 хитах этого легендарного бит-квартета. Кстати, теперь мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» можно не только увидеть, но и послушать: так называемый original cast recording доступен на музыкальных стриминговых платформах!

Мюзикл «Призрак Оперы»

Любовь никогда не умирает: вместо послесловия

Говорят: «старый друг лучше новых двух». А еще говорят, что, как правило, первые книги и фильмы успешнее, чем их продолжения. Проникнуть эта тенденция может и в театральную сферу. Головокружительный успех мюзикла «Призрак Оперы» привёл к появлению его сиквела. Композитором, безусловно, был сам Эндрю Ллойд Уэббер, а вот автором песенных текстов в этот раз выступил не Чарльз Харт, а Гленн Слейтер. Премьера продолжения, получившего название «Любовь никогда не умирает», состоялась в Лондоне в 2010 году. Продержался мюзикл на сцене театра Адельфи (Adelphi Theatre) чуть больше года – публика приняла историю, разворачивающуюся спустя 10 лет после исчезновения Призрака, прохладно. О премьере на Бродвее не могло быть речи, а вот в Австралии мюзикл приняли достаточно неплохо и даже сняли официальную видеоверсию.

Мюзикл «Призрак Оперы»

Источник: andrewlloydwebber.com

Несмотря на то, что сиквел «Призрака Оперы» признания не получил, своим названием он очень точно описал всеобщую любовь к оригинальному мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера. Любовь к нему действительно не умрёт, кажется, никогда. Но… кажется, я слышу чей-то голос. Может, в мой разум Призрак Оперы проник?

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*