Мюзикл «Моя прекрасная леди»

«Моя прекрасная леди» — легендарный мюзикл Фредерика Лоу на либретто А. Дж. Лернера. Это романтическая история, в которой через комичные сцены освещаются довольно серьёзные темы: проблема социального неравенства, отношения между мужчиной и женщиной, языковая культура. Трансформация бедной цветочницы в интеллигентную и утончённую леди показывает, что возможность стать интересной и образованной личностью есть у каждого, главное — труд и упорство. Предлагаем поближе познакомиться с мюзиклом, считающимся классикой музыкального театра.

Основная сюжетная линия

В либретто «Моей прекрасной леди» использована фабула «Пигмалиона» Б. Шоу, одной из самых популярных комедий XX века. Автор в произведении задаётся философскими вопросами: «Действительно ли всё в мире решают деньги, что произойдет, если поддержать человека, у которого их нет?». Эти размышления драматург облекает в форму сюжета, иронично перекликающегося с античным мифом, изложенным в «Метаморфозах» Овидия Назона: скульптор Пигмалион создаёт настолько совершенную статую девушки, что сам всей душой влюбляется в своё творение. Такое сильное и прекрасное чувство заставляет богиню Афродиту откликнуться на мольбы безнадёжно влюблённого и оживить сотворённую им Галатею. В пьесе Шоу всë выглядит далеко не так возвышенно, потому что теперь главных героев окружает туманная и дождливая викторианская Англия, а не солнечный остров Крит.

Главная сюжетная линия посвящена преображению Элизы Дулиттл, необразованной девушки из низшего класса, которую профессор Хиггинс решает обучить произношению и культуре речи. В результате их занятий Элиза становится настоящей леди. Также необходимо отметить, что «Пигмалион» — это интеллектуальная драма, в которой главными считаются не сюжетные повороты, а напряжённые споры и остроумные словесные поединки персонажей. Поэтому очень важны беседы между двумя героями, их взаимоотношения, которые тоже трансформируются. Общение Элизы и Хиггинса начинаются с простого делового сотрудничества и постепенно перерастают в более сложную и эмоциональную связь, которая включает в себя элементы дружбы, соперничества и любви.

Shereen Ahmed in the national tour of My Fair Lady

Источник: broadwaydirect.com

В мюзикле наглядно показано то, о чëм в пьесе Шоу лишь говорится вскользь: будни квартала бедноты, люди, в окружении которых выросла Элиза, а с другой стороны — светское общество, аристократы на скачках в Эскоте, на великосветском балу. Музыка спектакля, всегда яркая, мелодичная, порою приобретает черты иронии. Композитор широко применяет ритмические интонации вальса, марша, польки, фокстрота; слышатся здесь и хабанера, хота, гавот. По структуре «Моя прекрасная леди» — музыкальная комедия, но во всём слышатся отголоски драмы.

Главные персонажи

Генри Хиггинс — профессор фонетики и известный лингвист, который обучает разбогатевших выскочек-нуворишей аристократическому произношению. Хиггинс обладает сложным характером и часто проявляет высокомерие и пренебрежение к окружающим. Он очень умëн, образован, любопытен и упрям. Никогда не стесняется высказывать своë мнение и готов бороться за свои убеждения. Также у него очень переменчивый характер. Добродушная ворчливость, свойственная ему, когда он в хорошем настроении, сменяется бурными вспышками гнева, как только что-нибудь идёт не так, как он хотел. Но его искренность и доброта вызывают симпатию, даже когда он явно не прав.

Элиза Дулиттл — простая уличная цветочница, выросшая в бедном районе и говорящая с сильнейшим простонародным акцентом кокни. В её старой одежде и грубых манерах читается пролетарское происхождение. На первый взгляд она кажется довольно неприметной особой, хотя черты еë лица не лишены привлекательности. В течение пьесы Элиза преображается. Хиггинс обучает её аристократическому произношению, а у Пикеринга, безупречного джентльмена, она заимствует светские манеры. Параллельно этому она приобретает чувство собственного достоинства, что становится неожиданностью для профессора.

Shavey Brown, Mark Aldrich, Shereen Ahmed, William Michals, and Colin Anderson in the national tour of My Fair Lady

Источник: broadwaydirect.com

Альфред Дулиттл — отец Элизы, пожилой, но ещё очень крепкий мужчина в рабочей одежде мусорщика. Он имеет чрезвычайно выразительный голос и талант оратора, а также особое мышление. В его лице читается, что он бесстрашная и бессовестная личность, бросающая вызов общественной морали. Но, несмотря на эгоизм и некую корыстность, герой обладает чувством меры, имеет своë представление о счастье. Сам Шоу сравнивал этого персонажа с Дон Жуаном.

История создания мюзикла «Моя прекрасная леди»

Сюжет пьесы Бернарда Шоу поразительно рифмуется с историй создания мюзикла. Всё началось в середине 1930-х годов. Тогда кинопродюсер Габриэль Паскаль чудесным образом приобрел права на экранизацию нескольких пьес Джорджа Бернарда Шоу, среди которых был и «Пигмалион». У Паскаля почти не было денег, но писателя поразила его честность, и он сжалился над продюсером. Однако после неудачного опыта с «Шоколадным солдатом» (венской опереттой, основанной на пьесе «Оружие и человек»), Бернард Шоу запретил продюсеру ставить «Пигмалиона» на сцене в жанре мюзикл.

С этого момента почти на каждом этапе создания спектакля «Моя прекрасная леди» перед продюсерами и композиторами вырастали преграды. Им словно приходилось кому-то доказывать, что они способны превратить великую пьесу Шоу в прекрасный спектакль.

Бернард Шоу

Бернард Шоу. Источник: Культура.РФ

После смерти писателя в 1950 году Паскаль возвращается к идее создать мюзикл, посвящённый преображению бедной цветочницы в элегантную леди. Для создания музыки он обращается к двум известным бродвейским авторам — композитору Ричарду Роджерсу и либреттисту Оскару Хаммерстайну, но от обоих получает отказ. Вместо них он находит молодых авторов — Фредерика Лоу и Алана Джей Лернера. Но взявшись за работу, они быстро понимают, что пьеса нарушает несколько ключевых правил построения мюзикла: основной сюжет не был историей любви и в нём не было места ансамблю. С таким же трудом, что и профессор Хиггинс пытался обучить свою подопечную правильному произношению, авторы долго ломают головы над тем, как укротить текст произведения и подстроить его под язык мюзикла. В конечном итоге композитор и либреттист отказываются от проекта на несколько лет.

И только после смерти самого Паскаля воссоединившиеся Лоу и Лернер осознают, в каких изменениях нуждается пьеса. Все непреодолимые препятствия, стоявшие на их пути ранее, исчезают. При переработке в либретто сюжет пьесы Шоу немного корректируется. Было решено убрать послесловие, в котором сообщалось о дальнейшей судьбе Элизы, а точнее о её браке с Фредди и открытии собственного магазина. Бродвейская публика просто бы не приняла такого финала. Кроме того, противоположность жизней обитателей бедного квартала и аристократов была показана более подробно, чем у Шоу. Трёхактную комедию авторы превратили в спектакль, состоящий из почти двух десятков сцен, которые подчас сменяют друг друга как кинокадры. Большая дробность действия позволила создателям мюзикла шире развернуть панораму жизни Лондона, его различных социальных слоев.

Премьера мюзикла, состоявшаяся на Бродвее 15 марта 1956 года, стала настоящим триумфом. Этот спектакль встретили единодушно восторженными отзывами. Многие критики всех призывали не терять время на чтение рецензий и быстрее бежать на постановку «Моя прекрасная леди». Фредерик Лоу был удивлён такому успеху и от радости угощал кофе каждого, кто занял очередь за билетами с ночи. Мюзикл описывали как остроумное, обаятельное и исключительное шоу. К началу 1959 года он стал самой кассовой бродвейской постановкой.

Музыкальный язык и текст песен

Критик Роберт Коулман писал: «Песни Лернера-Лоу не только восхитительны, но и развивают действие. Это гораздо больше, чем просто музыкальные вставки». Музыка в «Моей прекрасной леди» насыщена танцевальными ритмами. Они нашли место и польке, и вальсу, и фокстроту, и даже хабанере и хоте. Много сил Лернер и Лоу потратили на создание песен главной героини, чтобы через них отразить её образ и внутренний мир, а также трансформацию. Было написано множество великолепных композиций, но самыми известными стали:

  • Wouldn't It Be Loverly — популярная песня, которую поёт цветочница Элиза Дулиттл и её уличные друзья. Эта композиция выражает желание главной героини обрести лучшую жизнь. В дополнение к произношению loverly как «мило», текст песни подчеркивает другие аспекты акцента кокни, которые профессор Генри Хиггинс хочет устранить в рамках своего социального эксперимента.
  • With a Little Bit of Luck — весёлая песня, которую исполняет отец Элизы, мусорщик Альфред Дулитл, с сильным акцентом кокни. Эта композиция рассказывает о перечне повседневных неприятных ситуаций, в которых может оказаться обычный рабочий, и о желании найти лёгкий выход. Дулитл верит в удачу, которая может изменить его судьбу и помочь избежать какой-либо ответственности.
  • The Rain in Spain — это поворотный момент в сюжетной линии мюзикла. Когда Профессор Хиггинс и полковник Пикеринг, обучающие главную героиню правильному произношению, почти выбились из сил, Элиза наконец произносит предложение правильно. Трио начинает от радости танцевать и петь, повторяя ключевую фразу «Дождь в Испании остаётся в основном на равнине».
  • I Could Have Danced All Night — в этой праздничной песне Элиза Дулитл выражает своё состояние эйфории и радостного возбуждения после того, как нежданно станцевала со своим наставником профессором Генри Хиггинсом. Уже больше трёх часов ночи. В контрапункте песни две служанки и горничная уговаривают её пойти уже наконец спать, но Элиза их игнорирует.
Laird Mackintosh and Shereen Ahmed in the national tour of My Fair Lady

Источник: broadwaydirect.com

Сказка в сером Лондоне

«Моя прекрасная леди» — это одно из самых ярких и успешных шоу в истории Бродвея и мирового театра. Созданный по мотивам пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу мюзикл покорил зрителей своей музыкой, либретто и, конечно же, великолепной игрой актеров. У создателей получился не просто весёлый и динамичный музыкальный спектакль, а яркая история о вере в себя, преодолении преград и стремлении к совершенству. Этот мюзикл остаётся актуальным и сегодня, вдохновляя людей на достижение своих целей и саморазвитие.

Несмотря на то, что с момента премьеры прошло уже много лет, «Моя прекрасная леди» продолжает радовать зрителей своим искромётным юмором, мелодичной музыкой и неповторимой атмосферой. Этот мюзикл навсегда останется в сердцах поклонников театрального искусства, а его актёры останутся легендами Бродвея.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*