Обзор мюзикла «Мамма Миа!»

Главный джукбокс-мюзикл планеты продолжает своё победоносное шествие и не намерен останавливаться. Так что же в нём особенного? Чтобы понять это, обратимся к истории создания постановки.

В следующем году мюзикл «Мамма Мия!» по песням группы ABBA отметит своё 25-летие, и, похоже, этот юбилей далеко не последний в числе громких дат, связанных с этим названием. Ведь даже спустя четверть века после открытия оригинального спектакля в Лондоне, эта, казалось бы, незамысловатая лирическая комедия, продолжает пользоваться неугасающим интересом зрителей и меломанов, но также и продюсеров, режиссёров, актёров и прочих представителей творческих профессий. Пожалуй, ни одна из театральных постановок не была столь растиражирована и не получала такого количества всевозможных воплощений: представление не только снискало действительно всемирное признание и было поставлено в полусотне стран на 21 одном языке мира, но и получило экранизацию, сиквел (снимут и третий фильм!) и даже отдельное театрально-эстрадное шоу–спинофф!

Сюжет

Мюзикл «Мамма Мия!»

Либретто Mamma Mia! перекраивалось по ходу репетиций до самой премьеры в апреле 1999 года. Результат этой работы всем известен – и по теперь уже знаменитому на весь мир спектаклю, и по его экранизации.

Вспомним интригующую завязку этой истории. На греческом острове, где держит таверну Донна, к свадьбе со Скаем готовится её дочь Софи. Но она не мыслит торжества без своего отца, о котором знать ничего не знает. Из найденного матушкиного дневника становится понятно, что претендентов на отцовство Софи аж трое. И всем троим отчаянная невеста отправляет приглашения на свою свадьбу – от имени Донны, разумеется. Те с радостью приезжают на остров, желая вспомнить юность и, конечно, не догадываясь, что невеста – дочь одного из них. А у Софи остаются ровно сутки, чтобы выяснить, кто же должен повести её к алтарю…

Музыкальное сопровождение

Музыкальный материал спектакля – это не просто хиты группы ABBA. Всем известные песни получили новые аранжировки, созданные музыкальным руководителем постановки Мартином Кочем. В работе над современными и более богатыми, нежели оригиналы, оркестровками ему помогал один из представителей мужской части ABBA Бьорн Ульвеус.

Хиты группы ABBA

В сюжет лирической комедии Mamma Mia! гармонично вплетены золотые хиты ABBA – в их числе I Have A Dream, Money Money, Thank You For The Music, Dancing Queen, Gimme Gimme Gimme, S.O.S., Knowing Me Knowing You, The Winner Takes It All, Take A Chance On Me, и, конечно, титульная песня Mamma Mia! Интересно, что изначально Кэтрин Джонсон взяла для своей пьесы 27 композиций, но в итоговую версию вошло только 22. Более того, не попала в число избранных и Just Like That – прежде не издававшаяся песня, которая могла стать в новом спектакле настоящим эксклюзивом и дорогим подарком фанатам–АББАманам. И, представьте себе, её удалили из партитуры за пару дней до премьеры! Суперхит Summer Night City (первое название мюзикла, между прочим!) также остался за бортом, однако фрагменты его мелодии можно узнать в музыкальных связках между сценами спектакля.

Творческий коллектив

Мюзикл «Мамма Мия!»

Источник: Sky News

Мысль создать спектакль из песен величайшей поп-группы всех времён ABBA посетила светлую голову театрального менеджера Джуди Креймер, которая к середине 1990-х успела поработать с легендами мировой сцены – композитором Эндрю Ллойд-Уэббером, звездой Вест-Энда – актрисой Элейн Пейдж, либреттистом Тимом Райсом и даже «теми самыми парнями» из ABBA Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом. С последними у неё завязались не только профессиональные, но и дружеские отношения. Услышав задумку Джуди, Бьорн пообещал поддержать проект – была бы достойная идея для сюжета и её не менее достойная проработка. В поисках соавторов мисс Креймер обратилась к сценаристке Кэтрин Джонсон, которая к тому моменту уже обладала несколькими премиями за свои телеработы. Когда эти достойные дамы встретились, то сразу поняли: поскольку гениальным песням ABBA сто лет в обед, сюжет не может строиться вокруг отношений только юных влюблённых – должна быть ещё одна пара, которая по возрасту соответствовала бы фанатам группы в её лучшие годы. Так появились две главные героини – мать и дочь. Однако сюжет долго не вырисовывался, пока Джонсон не осенило: «А что если мать в своё время переспала с тремя мужчинами и понятия не имеет, от которого из них родила дочь?» Креймер пришла в восторг и вместе с Ульвеусом они предоставили сценаристке тексты порядка 100 песен ABBA. Первый вариант пьесы под названием Summer Night City Кэтрин написала к лету 1997 года. Продюсеры будущего спектакля, включая самого Бьорна, её одобрили, а весной 1998 года у истории появилось не только место действия – греческий остров (а рассматривалась, например, и Сицилия), но и окончательное название – Mamma Mia!

В творческую группу мюзикла в числе прочих вошли знаменитые сценограф Марк Томпсон, художник по свету Говард Харрисон и хореограф Энтони ван Ласт. Ставить спектакль пригласили Филлиду Ллойд, которая прежде как режиссёр работала только с оперой и драмой. Таким образом появилось трио выдающихся женщин, горящих общим делом: продюсерка Джуди Креймер, сценаристка Кэтрин Джонсон и режиссёрка Филлида Ллойд. И предстояло им создать спектакль тоже о сильных представительницах двух разных поколений – своенравной Софи и её упорной матери, вырастившей дочь в одиночку. Похоже, мужчинам, задействованным в работе над проектом, приходилось играть лишь вспомогательные роли и делать ровно то, что придумала эта троица. Например, сам Бьорн Ульвеус «подгонял» тексты песен под сюжет и под пол их исполнителей в спектакле. Впрочем, правки были незначительными: в шоу зритель слышит ровно то, чего ждёт – старую добрую «Аббу».

Актерский состав

Джуди Креймер четко понимала, что ей необходимо получить от актёров: они должны быть похожи на обычных людей, а не шаблонных киногероев – чтобы каждый зритель в зале мог бы увидеть в них себя или, на худой конец, кого-то из своих родственников и друзей. Кастинг в шоу завершился к сентябрю 1998 года: в труппу вошли Лиза Стокке (Софи), Шивон МакКарти (Донна, мать Софи), Дженни Галлоуэй и Луиза Плоурайт (Рози и Таня, подруги Донны), Николас Коликос, Хилтон МакРэй и Пол Кларксон (Билл, Сэм и Гарри, возможные отцы Софи).

Постановка мюзикла

Премьеру символично назначили на 6 апреля 1999 года – в этот день исполнилось 25 лет триумфальной победе шведской четвёрки ABBA на «Евровидении».

Предполагалось, что в Лондоне играть Mamma Mia! будут в Театре Принца Уэльского – мягко говоря, не самой большой театральной площадке на Вест-Энде. Однако владелец этого театра, знаменитый театральный продюсер Кэмерон Макинтош решил, что лучше такому шоу подойдёт огромный зал Театра Принца Эдварда. Джуди Креймер не была уверена в этом решении, но согласилась, рассчитывая на опыт сценографа Марка Томпсона, которому предстояло заполнить сценическое пространство невероятных размеров.

Особенности постановки

Марк Томпсон, впрочем, предпочитал в оформлении спектаклей довольно аскетичный стиль. И в Mamma Mia! он не поступился своими творческими принципами: по центру подмостков разместил две крупных конструкции, которые не сильно меняясь внешне, «изображали» то таверну Донны, то дворик её же гостиницы, то бар на пляже. Весь остальной объём пространства сцены отдали на откуп художнику по свету Говарду Гаррисону. Тот основными цветами постановки выбрал белый и синий, с помощью которых создал и остров, и море, и атмосферу маленького греческого курорта. Заданный им тон отлично разбавили яркие костюмы персонажей.

Версии мюзикла в разных странах

Mamma Mia! продолжает своё триумфальное шествие по планете: на сегодня спектакль поставлен более чем на 20 языках в 50 странах. В мировой столице мюзикла Нью-Йорке он стал одним из долгожителей, продержавшись на Бродвее больше 14 лет. А в Лондоне, где состоялся первый показ Mamma Mia!, мюзикл с огромным успехом идёт по сей день – вот уже 25-й год (с вынужденным перерывом на время пандемии)! Там же, в столице Великобритании, появилось и его официальное иммерсивное спинофф-шоу, которое с премьеры в 2019 году пользуется бешеной популярностью и у англичан, и у туристов со всех уголков земного шара. Новая постановка получила название Mamma mia! The Party – и теперь это не просто спектакль, но настоящая вечеринка, которая полностью погружает зрителей в атмосферу знаменитого первоисточника. Действо разворачивается в таверне Донны на греческом острове, где происходят события оригинальной Mamma Mia! Зрители сидят за столиками и наслаждаются блюдами греческой кухни, в то время как актёры поют и танцуют в непосредственной близости от них. В 2021 году Mamma mia! The Party открылась также на родине ABBA – в Швеции.

Мюзикл Mamma Mia! в Москве

В России мюзикл ставили трижды: два раза в Москве и один – в Санкт-Петербурге. Главные роли исполняли любимые и знаменитые представители жанра в России: Елена Чарквиани, Лика Рулла, Наталия Быстрова, Анна Гученкова, Наталья Корецкая, Елена Казаринова, Этери Бериашвили, Андрей Бирин, Андрей Клюев, Алексей Бобров и другие. Кстати, именно работа над этой постановкой натолкнула театрального продюсера Дмитрия Богачёва на мысль о создании собственного джукбокс-мюзикла на российском материале, и, как мы уже знаем, эта идея блестяще воплотилась в Театре МДМ: спектакль из 20 хитов группы «Секрет» «Ничего не бойся, я с тобой» уже полгода бьёт все рекорды популярности.

Премии и награды

Мюзикл «Мамма Мия!»

Mamma Mia! неоднократно номинировалась на различные мировые театральные награды, однако с главными из них – британской «Оливье» и американской «Тони» – у спектакля не сложилось. Из трех номинаций на «Оливье» заветный приз достался только Дженни Гэллоуэй – как лучшей исполнительнице роли второго плана (Рози). В Штатах же Mamma Mia! получила пять номинаций на «Тони», однако не выиграла ни в одной из них.

Впрочем, главным показателем состоятельности этого шоу является беспрецедентная зрительская любовь.

Экранизация мюзикла

Амбиции авторов и правообладателей шоу не уменьшаются, а только растут – конечно, в соответствии с запросом зрителей. В 2008 году спектакль получил ослепительную экранизацию, продюсером которой выступил Том Хэнкс, а главные роли сыграли суперзвёзды мирового кинематографа, включая Мэрил Стрип (Донна), Пирса Броснана и Колина Фёрта. А через десять лет на экраны вышел сиквел – Mamma Mia! Here We Go Again, в котором в числе прочих блистала сама Шер! Кстати, во втором фильме много несостыковок с главной историей: например, в картине появляется мать Донны (собственно Шер), о которой в первой Mamma Mia! упоминалось, как о… уже почившей. Но кого это волнует! Ещё два десятка вечнозелёных шлягеров ABBA (способных, как вы поняли, и мёртвого поднять из могилы), уморительная и трогательная история с потрясающими средиземноморскими пейзажами и любимые актёры – и вот уже фильм хвалят критики, а на авторитетном ресурсе Rotten Tomatoes из всех рецензий – свыше 80% со знаком «плюс». И это ещё не конец киноистории Mamma Mia! – полным ходом идёт разработка третьей части фильма, в которую наравне со старыми хитами ABBA должны войти новые песни, записанные в 2021 году. Тогда Бьорн, Бенни, Агнета и Фрида воссоединились для создания масштабного шоу, где за них на сцене «отдуваются» голограммы или, как их прозвали фанаты, аббатары.

Значение мюзикла для культуры

В мировой культуре вообще и в сфере массовых развлечений в частности, включая такую разновидность театрального искусства, как мюзикл, Mamma Mia! сыграла свою, особую роль. Именно с этой постановкой театральная общественность повсеместно начала наконец всерьёз воспринимать такое ответвление мюзикла как «джукбокс». Да, шоу из всем известных песен создавались и раньше, но они по большей части рассказывали истории создателей этих хитов, то есть были этакими театрально-музыкальными байопиками, а не историей с выдуманными персонажами, не имеющей прежде ничего общего с отобранным для спектакля музыкальными номерами. И, конечно, ни у одного джукбокс-мюзикла до Mamma Mia! не было такого сокрушительного успеха.

Заключение

А что в России? Фанаты мюзикла до сих пор присылают в компанию «Бродвей Москва» и непосредственно Дмитрию Богачёву просьбы представить в нашей стране мюзикл ещё раз. Мы верим, что нет ничего невозможного и однажды мы снова споём вместе с Донной:
«Мамма Мия!
Неужель опять ты здесь?
Значит, всё сначала!»

Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»

А пока – наслаждаемся потрясающим спектаклем на сцене Театра МДМ из песен не менее великолепной, чем ABBA, четвёрки, – легенды российской музыкальной сцены – группы «Секрет». Но помним, что в какой-то степени мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» предвосхитила именно Mamma Mia! Ответ получился более чем достойным!

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*