Великая история

11 «Оскаров», больше 30 постановок по всему миру, свыше 2000 показов в разное время на Бродвее и более 1000 – в Лондоне, премия «Грэмми», 54 недели на первом месте в хит-параде «Биллборда»… И – изначальное неверие продюсеров в проект, отказ инвесторов в финансировании премьерного спектакля и нежелание звукозаписывающих компаний выпускать альбом из-за «сложности музыки». Все это – про один величайший мюзикл всех времен West Side Story («Вестсайдская история»).

«Вестсайдская история»: история мюзикла и сюжет.

Оглавление

  1. Создание «Вестсайдской истории»: от задумки до экранизации
  2. Краткое содержание
  3. Развёрнутый синопсис
    1. Первый акт
    2. Второй акт
  4. Уникальность мюзикла «Вестсайдская история»: переломный момент в истории музыкального театра
  5. Статус культового: путь «Вестсайдской истории» к популярности
  6. Заключение: влияние на мировую массовую культуру

1. Создание «Вестсайдской истории»: от задумки до экранизации

Рассказать историю Ромео и Джульетты на новый лад да ещё и в формате мюзикла придумал американский хореограф и режиссёр Джером Роббинс. В 1949 году он заразил своей идеей композитора Леонарда Бернстайна и драматурга Артура Лорентса, который позже в качестве автора песенных текстов привлечет к работе Стивена Сондхайма. Современная версия трагедии Шекспира изначально называлась «Истсайдская история» – в новой версии Ромео предстояло стать юношей из семьи ортодоксальных иудеев, а Джульетта, как и в оригинале, должна была принадлежать семье итальянских католиков. Но участие в других проектах помешало троице немедленно приступить к реализации проекта, а позже они и вовсе сочли тему неактуальной – к середине 50-х открытое противостояние правоверных евреев и итальянских христиан в Нью-Йорке сошло на нет. Теперь газеты пестрели заголовками статей о бандах выходцев из Латинской Америки, а потому Лорентсу и Бернстайну не составило большого труда убедить Роббинса в том, что сюжет необходимо перенести в западную часть Манхэттена, а враждующими сторонами сделать представителей пуэрториканской диаспоры и потомков эмигрантов из Европы – Польши, Германии и Италии. Так история стала «Вестсайдской».

Стивен Сондхайм, Леонардо Бернстайн и Джером Роббинс.

Стивен Сондхайм, Леонардо Бернстайн и Джером Роббинс. Источник: LIFE

Писать тексты к песням мюзикла должны были Адольф Комден и Бетти Грин – но на тот момент знаменитый дуэт, выпустивший «Поющих под дождём», был ещё связан контрактом с Голливудом, который ради «Вестсайдской истории» им предстояло расторгнуть. В качестве запасного варианта Бернстайн пригласил никому тогда неизвестного Стивена Сондхайма («Суини Тодд», «Чем дальше в лес», «Дик Трейси» и др.), прямолинейно заявив будущей легенде Бродвея, что музыка у него не очень, а вот стихи – вполне. Сондхайм, 24-х лет от роду, как он потом сам рассказывал, конечно, поначалу задрал нос – ведь он видел себя прежде всего композитором, а не поэтом, но великий Оскар Хаммерстайн («Звуки музыки», «Золушка», «Оклахома!») убедил начинающего автора, что такими предложениями не разбрасываются. В итоге всё сложилось, и Сондхайм занял место Комден и Грин, которые предпочли «Вестсайдской» работу над мюзиклом «Питер Пен». Спустя много лет Сондхайм неоднократно скажет, что стихи – далеко не самая сильная сторона «Вестсайдской истории» и написанные им тексты он откровенно не любит, однако в некотором смысле и они были революционными.

То же касается и прозаических диалогов, написанных драматургом Лорентсом. По задумке всей авторской группы, герои мюзикла, пуэрториканская и «белая» молодежь должна была разговаривать в спектакле на языке улиц. Однако в середине XX века ненормативная лексика на сцене – и особенно в таком массовом виде театрального искусства, как мюзикл – была невозможна. Не хотел Артур использовать и реальный сленг юных жителей Нью-Йорка того времени: он считал, что к премьере спектакля эта речь устареет. Тогда он выдумал собственный язык, который только напоминал жаргон молодёжных группировок, на самом деле таковым не являясь – и до сих пор этот несуществующий сленг звучит вполне достоверно.

«Вестсайдская история» была готова в 1956 году. Прогрессивного, глубокого и – несмотря на форму мюзикла – чрезвычайно реалистичного материала, всего того, что через пару лет назовут главными достоинствами нового произведения Роббинса, Бернстайна, Лорентса и Сондхайма, испугались инвесторы. Они не желали финансировать этот проект, предрекая ему провал: никто не хотел связываться со спектаклем, в конце первого действия которого занавес опускался на два трупа на сцене, а в финале и вовсе погибал главный герой. Более того, от проекта неоднократно отказывались продюсеры, пока за него наконец не взялся бродвейский гений с исключительным чутьём Гарольд Принс («Скрипач на крыше», «Кабаре», «Призрак Оперы») и его компаньон Роберт Гриффит. Они сумели найти на постановку деньги, а также виртуозно справились со всеми капризами Роббинса, который обладал очень сложным характером. Кстати, именно он на время постановочного периода запретил актёрам, играющим в спектакле членов противоборствующих банд, общаться друг с другом.

Театр «Уинтер Гарден»

Театр «Уинтер Гарден». Источник: Clio

Премьера «Вестсайдской истории» состоялась на Бродвее 26 сентября 1957 г. – всего мюзикл в театре «Уинтер Гарден» сыграли 732 раза. Однако по-настоящему культовым мюзикл стал только после экранизации 1961 года. Фильм выиграл 10 «Оскаров», а песни наконец начали своё победное шествие по планете – саундтрек West Side Story получил заслуженную статуэтку «Грэмми» и на год с лишним возглавил чарт лучших альбомов по версии журнала Billboard.

Спектакль трижды возобновлялся на Бродвее и в общей сложности заработал шесть премий «Тони» – главную театральную награду США. Версию 2007 года, например, поставил сам Артур Лорентс, которому к тому времени был уже 91 год, а тексты к этой постановке доработал (и частично перевёл на испанский) Лин-Мануэль Миранда («Гамильтон», «Энканто», «Моана»).

11-й «Оскар» в общую копилку мюзикла принесла Ариана Дебоз, сыгравшая Аниту во второй экранизации «Вестсайдской истории» 2021 года, которую осуществил Стивен Спилберг.

Мария и Тони. Кадр из фильма «Вестсайдская история» (1961)

Мария и Тони. Кадр из фильма «Вестсайдская история» (1961). Источник: ABC

2. Краткое содержание мюзикла «Вестсайдская история»

Сюжет мюзикла «Вестсайдская история» – это история Ромео и Джульетты, которую перенесли в XX век драматург Артур Лорентс и автор песенных текстов Стивен Сондхайм. Действие разворачивается в 1950-е годы на западе Манхэттена на фоне противостояния двух подростковых банд – «Ракеты» (эмигранты из Пуэрто-Рико) и «Акулы» (потомки поляков, немцев и итальянцев), каждая из которых претендует на господство в районе.

Бывший член «Ракет» Тони влюбляется в Марию, сестру предводителя «Акул Бернардо. Во время очередной разборки между группировками Бернардо убивает Риффа – лучшего друга Тони. В шоковом состоянии Тони, который на самом деле пришёл предотвратить драку, застреливает Бернардо, брата своей возлюбленной. Однако Мария не может отказаться от своей любви, и вместе с Тони они планируют побег. Анита, подруга Марии и невеста убитого Бернардо, не может поверить, что Мария хочет сбежать с убийцей брата. Но всё-таки соглашается помочь подруге – передать Тони, чтобы он в условленном месте дождался Марию, которая опаздывает, потому что её допрашивает полицейский. Придя в указанное место, Анита натыкается на «акул», которые начинают её задирать. Аните чудом удаётся избежать надругательства. Униженная девушка в чувствах заявляет «акулам», что жених Марии Чино, которого той нашла семья, застрелил её, узнав, что Мария встречается с Тони. Лженовость доходит до Тони и он отправляется на поиски Чино, чтобы тот убил и его. Но встречает Марию – целой и невредимой. И всё же счастье влюблённых длится совсем недолго: их находит Чино. Он убивает Тони.

3. Развёрнутый синопсис (подробное содержание)

a. Первый акт

Prologue («Пролог»). Полиция разгоняет очередную стычку молодёжных группировок – борющихся за контроль над районом «Ракет» (Jets, потомки выходцев из Европы) и «Акул» (Sharks, эмигранты из Пуэрто-Рико). Последних преследуют полицейские – лейтенант Шрэнк и сержант Крупке.

Jet Song («Песня “ракет”»). Чтобы утвердиться в своем лидерстве на улицах Вест-Сайда, «ракеты» хотят вызвать «акул» на драку – для этого их главарь Рифф собирается на школьный вечер танцев, где намерен увидеть главаря пуэрториканцев Бернардо. Рифф хочет, чтобы компанию ему составил его друг Тони, который уже вышел банды, из-за чего не все «ракеты» ему доверяют.

Something’s Coming («Что-то будет»). В аптеку Дока, где работает Тони, приходит Рифф. Тони готов поддержать друга, но не собирается возвращаться в банду – он предчувствует, что совсем скоро судьба преподнесёт ему неожиданный подарок.

Мария, сестра лидера «акул» Бернардо, работает в свадебном салоне с Анитой – подружкой брата. Мария совсем недавно переехала в Америку, но родные уже подобрали ей здесь жениха – Чино, однако она не видит своего будущего с ним. Анита шьет Марии платье для танцев.

Mambo («Мамбо»). Молодежь выясняет отношения на вечеринке при помощи того, что сейчас бы назвали танцевальным батлом. Тони и Мария сталкиваются взглядами и не могут друг от друга оторвать глаз. Все напряжение вечера для них уступает место зарождающемуся чувству, когда они начинают танцевать. Бернардо в бешенстве – он грубо отправляет Марию домой. Для переговоров о будущей драке Рифф и Бернардо назначают встречу в аптеке Дока.

Maria («Мария»). Тони находит дом Марии и поёт под её окнами трогательную серенаду.

Tonight («Сегодня вечером»). Переполненные чувствами Тони и Мария на пожарной лестнице открываются друг другу.

America («Америка»). В это же время Анита с подружками сравнивают новую жизнь в Америке с тем, что им пришлось бросить на родине – в Пуэрто-Рико.

«Америка». Кадр из фильма «Вестсайдская история» Стивена Спилберга (2021).

«Америка». Кадр из фильма «Вестсайдская история» Стивена Спилберга (2021). Источник: The Daily Telegraph

Cool («Круто»). В предвкушении встречи с «акулами» «ракеты» исполняют агрессивный танец, пытаясь выплеснуть всю злость.

Наконец приходят пуэрториканцы, чтобы обсудить место драки и её условия: решено не применять оружие, а выяснять отношения исключительно на кулаках. Бернардо хочет сойтись в драке с Тони, но в качестве противника ему выпадает Дизель.

На эмоциях Тони рассказывает своему шефу Доку о Марии. Тот тревожится за него и его избранницу, однако Тони верит, что все сложится хорошо.

One Hand, One Heart («Одни руки, одно сердце»). В магазине свадебных нарядов Мария и Тони мечтают о своём будущем. По просьбе Марии Тони соглашается сделать всё, чтобы драка не состоялась.

Tonight Quintet («Квинтет “Сегодня вечером”»). Обе банды, а также Мария, Анита, Тони, Бернардо и Риф предвкушают вечер, который определит их судьбу.

The Rumble («Грохот»). Тони пытается остановить драку, но Бернардо вовлекает его в стычку. На помощь Тони приходит Рифф, в ответ на это Бернардо достаёт нож, но и у Риффа есть оружие.

Тони влезает в драку в момент наивысшего накала, и Бернардо закалывает Риффа. Но предводителю пуэрториканцев не уйти – в состоянии аффекта от потери друга Тони убивает Бернардо, брата своей возлюбленной. Под вой полицейских сирен банды бросаются врассыпную с места драки. Тони не может двинуться с места, но его уводит юная Энибодис, которая хочет войти в банду «Ракеты».

b. Второй акт

I Feel Pretty («Я прекрасна»). Мария мечтает о Тони у себя в комнате и рассказывает о нём подружкам. Приходит Чино и сообщает, что Бернардо убит – рукой Тони. Мария надеется, что это ошибка.

«Я прекрасна». Кадр из фильма «Вестсайдская история» (1961).

«Я прекрасна». Кадр из фильма «Вестсайдская история» (1961). Источник: VANITY FAIR

Somewhere («Где-то»). Тони приходит к Марии, которая в гневе набрасывается на него. Тони удаётся её успокоить, и влюблённые решают убежать вдвоём.

Gee, Officer Krupke («Вот дела, офицер Крупке»). Разбитые смертью товарища «ракеты» обвиняют взрослых в том, какими они стали.

Энибодис сообщает, что Чино ищет Тони, чтобы его застрелить. «Ракеты» хотят защитить Тони и тоже отправляются на его поиски.

A Boy Like That («Такой, как он») и I Have a Love («Я люблю») . Убитая горем Анита сталкивается у Марии с Тони, который уславливается встретиться с возлюбленной у Дока, чтобы навсегда уехать из Америки. Анита не может поверить, что Мария хочет бежать с убийцей брата, но та страстно возражает, что не в силах противиться своим чувствам. Анита понимает, что любовь Марии к Тони ничем не хуже её любви к Бернардо. Она говорит Марии о плане Чино расправиться с Тони.

Мария уговаривает Аниту отправиться к Доку, чтобы попросить его дождаться, – сама девушка задерживается, потому что пришёл лейтенант Шрэнк допросить её.

Анита встречает «ракет», которые накидываются на неё с грязными оскорблениями, но появляется Док и предотвращает надругательство. Потрясённая Анита бросает «ракетам», что Чино убил Марию, узнав о её связи с Тони. Док сообщает об этом Тони. Тони решает найти Чино – он хочет, чтобы тот убил и его. Но встречает Марию – целой и невредимой. Однако их недолгую счастливую встречу обрывает выстрел: Чино всё-таки нашёл Тони и исполнил свою угрозу.

Somewhere-Reprise («Где-то. Реприза»). Тони умирает на руках у любимой. Сюда же приходят обе банды: «ракеты» хотят поквитаться с «акулами». Мария, взявшая пистолет Чино, обвиняет группировки, что их ненависть друг к другу убила её любовь. Она направляет дуло пистолета то на одних, то на других, но не может спустить курок. Примирившиеся «акулы» и «ракеты» вместе уносят тело Тони. Шрэнк и Крупке арестовывают Чино. Анита в одиночестве сидя на земле оплакивает Тони.

4. Уникальность мюзикла «Вестсайдская история»: переломный момент в истории музыкального театра

Для своего времени мюзикл «Вестсайдская история» стал настоящим прорывом. Однако и сегодня для тех, кто плохо знаком с мюзиклами, этот образец жанра становится настоящим откровением: кто бы мог подумать, что мюзиклы – это далеко не только перья, пайетки и полуголые девицы. Мюзикл – всего лишь форма, и как всякая форма, он может говорить со зрителем на самые разные и порой очень сложные темы, и «Вестсайдская история» это весьма убедительно доказала почти 70 лет назад. Конечно, не только острая социальная проблематика «Вестсайдской история» вывела её в первую тройку лучших мюзиклов всех времён. Сложная хореография Роббинса до сих пор выглядит авангардной, а многослойная музыка Бернстайна, в которой академизм сплетается с джазом и традиционными ритмами Латинской Америки, не теряет своего нерва даже в XXI веке. К слову, в своё время звукозаписывающая компания Columbia Records отказалась выпускать пластинку с песнями из West Side Story в исполнении труппы первой бродвейской постановки, заявив, что музыка «слишком удручающая и слишком сложная».

5. Статус культового: путь «Вестсайдской истории» к популярности

Принятый с восторгом бродвейским зрителем и театральными критиками мюзикл «Вестсайдская история» всё-таки не сразу обрёл поистине всенародное признание. Мгновенным успехом тут и не пахло, особенно в 1957 году на премьере. Автор песенных текстов Стивен Сондхайм рассказывал, что всё первое действие публика сидела в тишине – вероятно из-за того, что после предварительных показов в Вашингтоне и Филадельфии газетные публикации создали вокруг постановки ореол недоступного шедевра. «Все пребывали в благоговейном ужасе, напрочь забыв о том, что они вообще-то на мюзикле. Реакции ноль, – вспоминал Сондхайм. – Как в церковь пришли. Но тут «Америка» дала жару! Чита Ривера (Первая исполнительница роли Аниты. Прим. редактора.), взметнувши юбками, пустилась в пляс, и до всех наконец-то дошло, что можно получать удовольствие».

Всемирную популярность мюзиклу, как уже упоминалось, принесла, конечно, экранизация 1961 года. Многие песни из «Вестсайдской истории» до сих пор берут в свой репертуар звёзды джаза и поп-музыки по всему свету. Иные их поклонники и понятия не имеют, что на самом деле эти хиты являются частью одного грандиозного музыкального произведения.

6. Заключение: влияние на мировую массовую культуру

На своём веку «Вестсайдская история» обросла многочисленными пародиями, спектаклями по мотивам и упоминаниями в десятках фильмов и сериалов. Ещё в 1963 году журнал Mad напечатал свою «Истсайдскую историю» – нет, совсем не ту, которую изначально хотели сделать Роббинс, Бернстайн и Лорентс. Это был оригинальный сюжет о – внимание! – холодной войне, который разворачивался в Ист-Сайде Манхэттена, где располагается здание Организации Объединённых Наций. Участниками противостояния в штаб-квартире ООН были две соперничающие банды под предводительством, нетрудно догадаться, Джона Ф. Кеннеди и Никиты Хрущева.

Также можно вспомнить пятую серию 24-го сезона «Симпсонов» («Мелочные всезнайки»), в которой Гомер узнаёт, что его постоянный партнёр по боулингу входит в банду некоего Жирного Тони, – без песен, конечно, не обходится. А в 2007 году под слоганом «Мало песен, мало танцев, много хумуса» вышла американская игровая короткометражка West Bank Story («История западного берега»), повествующая о запретной любви палестинца и израильтянина: комедия продолжительностью 21 минуту получила, между прочим, «Оскара».

А ещё «Вестсайдская история» стала едва ли не первым бродвейским мюзиклом, который полностью перевели русский язык и играли ещё в СССР – он шёл в 1965 году в Московском театре оперетты, а в 1969-м – в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»), где его поставил сам Георгий Товстоногов.

«Вестсайдская история», театр «Глобус».

«Вестсайдская история», театр «Глобус». Источник: Театр «Глобус»

В 2007 году Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» представил свою постановку «Вестсайдской», которая создавалась вместе с американской командой: музыкальным руководителем спектакля стал Кейт Кларк, режиссером – Грег Ганакас, а хореографом – Марк Эспозито: кстати, одним из обязательных условий лицензии было воспроизведение оригинальной – и теперь уже классической – хореографии Джерома Роббинса. В 2009-м на неделю спектакль из Новосибирска приняла сцена московского Театра МДМ, где сегодня идёт мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» – тоже в какой-то степени история Ромео и Джульетты, только со счастливым концом.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*