Мюзиклы Уэббера

Мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера как театральный феномен

От детских постановок в игрушечном театре до Книги рекордов Гиннесса. История о том, как Эндрю Ллойд Уэббер навсегда вписал свое имя в жанр мюзикла


Эндрю Ллойд Уэббер — один из самых знаменитых композиторов мирового музыкального театра. За свою почти шестидесятилетнюю карьеру он создал множество произведений, среди которых такие легендарные мюзиклы, как «Кошки», «Призрак Оперы», «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита». Талант Ллойда Уэббера был отмечен более 40 наградами, включая престижные премии «Тони» и «Золотой глобус». Кроме того, в 1993 году английский композитор получил собственную звезду на Аллее славы в Голливуде за заслуги перед театром. Итак, в чем же заключается уникальность и гениальность Эндрю Ллойда Уэббера и почему без него мюзикл не стал бы тем жанром, каким мы знаем и любим его сейчас?

История мюзиклов Уэббера

Творческая судьба

Путь Эндрю Ллойда Уэббера был предопределен с рождения: будущий «призрак мюзикла», как его часто называют, родился в музыкальной семье. С детства находясь в атмосфере творчества, Уэббер в юном возрасте начал играть на фортепиано, скрипке и валторне, а также сочинять собственные композиции и делать первые постановки в игрушечном театре, который он построил вместе со своим братом. В школе Ллойд Уэббер всерьез заинтересовался историей и архитектурой и даже поступил в колледж Магдалины в Оксфорде на историческое отделение. Но ведь правду говорят, что от судьбы не уйдешь, а потому любовь к музыкальному театру пересилила мечту стать главным британским инспектором по древним памятникам. В студенческие годы Эндрю Ллойд Уэббер познакомился с Тимом Райсом — тогда совсем молодым поэтом. Эта встреча стала знаковой как для них самих, так и для мирового театрального сообщества в целом.

Rajs i Uebber

Источник: The Guardian

Ранние мюзиклы

Ранние мюзиклы и первый успех

«Такие, как мы»

Первой совместной работой дуэта Ллойд-Райс стал мюзикл «Такие, как мы» об известном филантропе Томасе Джоне Барнардо. К сожалению, зрители так и не увидели эту постановку. Тем не менее именно она положила начало крепкому и плодотворному многолетнему сотрудничеству двух гениев.

«Иосиф и его удивительный плащ снов»

Следующая попытка Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса создать свой мюзикл оказалась более удачной. В 1967 году друг семьи Ллойда Уэббера, который руководил музыкальным отделом местной школы, попросил придумать небольшое театральное представление, которое можно было бы показать на концерте в честь окончания учебного семестра. Так была создана 15-минутная кантата, из которой впоследствии родился мюзикл «Иосиф и его удивительный плащ снов», основанный на известной библейской истории. В 1982 году постановка получила семь номинаций «Тони», в том числе за лучший мюзикл.

Iosif i ego udivitelnyj plashch snov

Источник: Andrew Lloyd Webber

«Иисус Христос — суперзвезда»

Мировая известность пришла к Эндрю Ллойду Уэбберу в начале 70-х. Продолжая вдохновляться религиозной тематикой, творческий дуэт Ллойда Уэббера и Райса поставил себе очень амбициозную цель — с помощью музыки рассказать о последних днях жизни Иисуса Христа.

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» появилась из соединения различных жанров с упором на рок, что было продиктовано атмосферой той эпохи. В оригинальном концепт-альбоме партию Иисуса записал участник легендарной британской группы Deep Purple Иэн Гиллан, а ария Иуды Superstar в исполнении Мюррея Хэда вышла синглом и стала мировым хитом. Невероятный успех аудиоверсии сделал логичным дальнейшую сценическую постановку рок-оперы, даже несмотря на жесткую критику со стороны религиозного сообщества. К моменту премьеры на Бродвее в 1971 году тексты песен уже были известны широкой публике, а сама рок-опера успела обзавестись приличной фанбазой. В 1973 году постановку экранизировали.

Iisus_Hristos-superzvezda

Источник: jesuschristmusical.nl

«Эвита»

Еще одним мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера, который надолго закрепился в мировом театральном искусстве, стал мюзикл «Эвита» о жизни первой леди Аргентины Эвы Перон, созданный в 1976 году. Либретто написал Тим Райс, и об уже получившем признание творческом дуэте заговорили с новой силой. Как и в случае с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда», изначально была записана аудиоверсия, почти сразу же завоевавшая любовь публики. Сингл Don’t Cry for Me Argentina из мюзикла о малоизвестной в Великобритании жене аргентинского президента продавался стремительными темпами, а концепт-альбом с огромным интересом слушали даже в Аргентине, где его распространение было запрещено.

Evita

Источник: evitathemusical.com.au

Популярность мюзиклов Уэббера

Ошеломительная популярность

«Кошки»

Знакомство с Тимом Райсом не было единственным переломным моментом для творчества Эндрю Ллойда Уэббера: в начале 80-х состоялась знаменательная встреча композитора и Кэмерона Макинтоша — сейчас, пожалуй, самого известного театрального продюсера. Итогом сотрудничества стало создание легендарного мюзикла «Кошки», основанного на детских стихах Томаса Элиота. Сначала в успех постановки не особо верили, однако в итоге именно «Кошки» сделали Ллойда Уэббера миллионером и заложили основу для развития мюзикла как коммерческого предприятия: в течение проката в театре активно продавались футболки и другие сувениры с логотипом мюзикла. Более того, несколько лет бродвейская версия «Кошек» была самой «долгоиграющей» постановкой, пока ее не опередил другой мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера — легендарный «Призрак Оперы».

Koshki

Источник: Variety

«Призрак Оперы»

Пожалуй, для многих Эндрю Ллойд Уэббер, как и жанр мюзикла в целом, ассоциируется именно с «Призраком Оперы». Основой для постановки стал одноименный роман Гастона Леру о загадочном призраке парижского театра Опера Гарнье и молодой талантливой певице Кристин Даэ. Изначально произведение французского писателя не пользовалось популярностью, однако после музыкально-театрального воплощения обрело новую жизнь.

Первые разговоры о мюзикле «Призрак Оперы» начались в 1984 году, когда Эндрю Ллойд Уэббер предложил продюсеру Кэмерону Макинтошу поставить сильную и драматичную историю о любви. Первые показы мюзикла в Лондоне состоялись в 1986 году, а на Бродвее — в 1988. Постановка американского режиссера Гарольда Принса сразу же получила ошеломительный кассовый успех, а аудиоверсия в исполнении оригинального лондонского каста стала самой продаваемой записью в истории музыкального театра.

За свою почти сорокалетнюю историю «Призрак Оперы» был поставлен практически во всех уголках мира и экранизирован. Ажиотаж вокруг мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера был настолько огромным, что бродвейская версия попала в Книгу рекордов Гиннеса 2013 года как самое долгоидущее шоу, переступив отметку в 10000 показов. Последний раз в Нью-Йорке «Призрака Оперы» сыграли 16 апреля 2023 года, оставив позади почти 35 лет непрерывного проката, более 1,3 миллиарда долларов сборов и множество престижных наград.

В 2010 году Ллойд Уэббер выпустил продолжение истории — мюзикл «Любовь никогда не умирает». Постановка, однако, была принята не очень благожелательно.

prizrak opery

Источник: Бродвей Москва

Последние мюзиклы Уэббера

Современные постановки

«Школа рока»

Новые мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера имеют ярко выраженный молодежный характер. Так, в 2015 году была поставлена «Школа рока» по одноименному фильму о скандальном гитаристе Дьюи Финне, который, будучи выгнанным из музыкальной группы, вынужден работать школьным учителем. Для мюзикла к песням, звучащим в фильме, Уэббер добавил 14 собственных оригинальных композиций. Уникальность постановки состоит в том, что практически все главные роли исполняют дети. Это вызвало новую волну интереса к мюзиклам Эндрю Ллойда Уэббера, но уже со стороны более молодого поколения.

shkola roka

Источник: USA Today

«Плохая Золушка»

Мюзикл «Плохая Золушка» Эндрю Ллойда Уэббера можно назвать уникальным по многим причинам. Во-первых, Золушка в этой постановке далеко не нежная и светлая девушка, какой ее привыкли воспринимать, а настоящий изгой, мятежница, рисующая граффити на стенах и мечтающая сбежать из города. Фея-крестная же, одержимая поддержанием невероятно высоких стандартов красоты, занимается пластической хирургией. Во-вторых, премьера мюзикла в Лондоне состоялась в невероятно тяжелое для театральной индустрии время — летом 2021 года, когда заполняемость зала не могла превышать 50% из-за пандемии коронавируса. Такой шаг был очень рисковым, и, продержавшись всего год, постановка закрылась. В марте 2023 года последний на данный момент мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера был поставлен на Бродвее.

plohaya zolushka

Источник: badcinderellabroadway.com


Врожденный талант Эндрю Ллойда Уэббера, его способность создавать практически любую музыку и делать из театра настоящее шоу навсегда изменили жанр мюзикла. Люди приезжают в Лондон и на Бродвей со всего мира, чтобы своими глазами увидеть легендарные постановки, а тот факт что его имя знакомо даже тем, кто далек от театрального искусства, делает Ллойда Уэббера одним из самых влиятельных людей в этой сфере.

В России постановки Эндрю Ллойда Уэббера тоже пользуются большой популярностью. Одни из главных мюзиклов композитора — «Кошки» и «Призрак Оперы» — были поставлены в Москве в Театре МДМ, где сейчас идёт прекрасный романтический мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» по песням бит-квартета «Секрет».

Uebber

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*