Мюзикл Кабаре – между любовью и политикой

Мюзикл «Кабаре» уже давно признан классикой жанра. Поставленный по всему миру, он продолжает покорять сердца зрителей и по сей день.

Исторический контекст и истоки

В основу мюзикла «Кабаре» легла пьеса Джона ван Друтена «Я – камера». Это произведение, в свою очередь, является сценической адаптацией романа «Прощай, Берлин» Кристофера Ишервуда.

Источник: mashable.com

Режиссером и продюсером первой постановки «Кабаре» стал Гарольд Принс. Над написанием музыкальной партитуры в то время уже работал композитор Александр Уилсон; однако Принс приобрел права на постановку пьесы ван Друтена, а потому смог собрать свою команду. Над либретто работал Джо Мастерофф. Проанализировав композиции, созданные Уилсоном, режиссер принял решение взять в проект другого композитора, который точнее передал бы острый дух времени – таким человеком стал Джон Кандер, позднее написавший музыку к «Чикаго». Кандер, в свою очередь, предпочел работать над песнями совместно с Фредом Эббом, создавшим тексты композиций. Постановка стала новаторской не только в выборе материала и содержания, но и по форме: привычную увертюру заменила барабанная дробь, а песни были выстроены по принципу номеров в кабаре. Целью создателей было шокировать зрителей, чтобы они поняли, насколько на самом деле просто поддаться негативному влиянию, и чтобы они увидели собственные пороки (в декорациях даже использовалось зеркало, в котором отражался зал).

Действие происходит в предвоенные годы в Германии. 1931 год – время постепенного прихода нацистов к власти. Смена политического режима, активное ужесточение контроля власти над гражданами – и такая свободная, открытая жизнь кабаре. На этом контрасте строится масштабный конфликт постановки. Именно в те годы, когда происходит действие спектакля, активные обороты набирает антисемитское движение, ставшее трагедией всего человечества.

Сюжет мюзикла

В Берлин прибывает молодой американский писатель Клиффорд Брэдшоу. Его цель – вдохновиться и написать роман. Новый товарищ Клиффа – Эрнст – помогает ему устроиться в недорогой пансион и приглашает от души повеселиться в кабаре Kit Kat Club. Именно там юноша знакомится с солисткой труппы – Салли Боулз; но та говорит, что ее парень Макс – владелец заведения – крайне ревнив. Несмотря на это, на следующий день Салли находит Клиффа, и просит нового друга приютить ее у себя. Постепенно писатель влюбляется в артистку. Вдруг Салли заявляет, что беременна и намерена сделать аборт; Клифф отговаривает ее от этого опасного действия, и решает заработать больше денег, чтобы обеспечить возлюбленную и ребенка. Ради этого он соглашается на весьма сомнительную подработку – перевозит посылки между Парижем и Берлином по поручению своего друга Эрнста.

Кадр из фильма «Кабаре». Источник: kinopoisk.ru

Тем временем хозяйка пансиона фройляйн Шнайдер замечает, что одна из постояльцев, фройляйн Кост, приводит к себе моряков. Чтобы репутация девушки не навредила репутации всего заведения, Шнайдер запрещает ей приглашать мужчин. В отместку Кост шантажирует ее, ведь ей известны тайные отношения владелицы пансиона с евреем-продавцом фруктов. Господин Шульц заступается за возлюбленную и решается жениться на ней. Но хитрая фройляйн Кост всё равно стремится насолить женщине и рассказывает об этих отношениях верному партии Эрнсту. В Германии в то время уже активно распространяется антисемитское движение – и фройляйн Шнайдер готова расторгнуть помолвку из-за опасений по поводу национальности любимого человека. Не её одну волнует политическая ситуация: Клиффорд желает уехать во Францию, и уговаривает Салли отправиться с ним, однако та не хочет бросать привычную жизнь и работу в кабаре. После ссоры с возлюбленной, писатель встречает бывшего товарища – Эрнста – и между ними развязывается жаркий спор из-за политики и антисемитизма. На следующий день, когда Клиффорд собирает вещи, Салли говорит ему, что избавилась от ребенка. Брэдшоу покидает Германию, и в вагоне поезда начинает писать новый роман: «Там было кабаре, и был конферансье, и был город под названием Берлин в стране, именуемой Германия, и был конец света…».

Персонажи

В центре истории лежат судьбы двух героев – англичанки Салли Боулз и молодого американского писателя Клиффорда Брэдшоу. Второстепенные персонажи не менее интересны: роман хозяйки пансиона фройляйн Шнайдер с евреем-продавцом фруктов герром Шульцем, остроумные замечания Конферансье ЭмСи из «Kit Kat Club» и личные трагедии девушек и юношей из кабаре – каждая деталь спектакля волнует зрителей и запоминается им.

Кадр из фильма «Кабаре». Источник: goldderby.com

Салли Боулз – молодая англичанка, мечтающая стать актрисой. У нее складывается успешная карьера в кабаре, где она и является солисткой. Она наивна, но и глубока одновременно, ведь именно в этой героине прослеживается личная женская трагедия. В этом образе сталкиваются желание любви и независимости, хрупкость и сила свободы.

Клиффорд Брэдшоу – молодой американский писатель. Приехав в Германию за вдохновением, он получает его не в роскоши европейской жизни, а в тяжелых перипетиях судьбы. Клифф старается по возможности помогать людям, но он сам тоже человек, а потому может допускать ошибки. Вовремя поняв опасности нацистского Берлина, писатель стремится спасти от роковой ошибки возлюбленную, но получает отказ.

Конферансье ЭмСи – яркий персонаж, которого точно нельзя забыть. Он присутствует почти во всех сценах, ведь сам спектакль построен по принципу номеров кабаре, которые он должен объявлять. Безумный и свободный, честный и саркастичный конферансье насмехается над поступками героев, критикует их, дает остроумные комментарии происходящему. ЭмСи – трикстер, распорядитель; по ходу всего мюзикла он ломается и изменяется, как и кабаре, которое он представляет. Этот поистине легендарный мужской персонаж из мюзиклов является сложнейшим собирательным образом.

Фройляйн Шнайдер и герр Шульц – сложные для обсуждения герои. Через призму их взаимоотношений раскрывается острый вопрос антисемитизма. Что окажется выше – любовь или политика? Пожилые люди нашли друг в друге настоящую любовь, но обстоятельства пошли против них.

Неоднозначен персонаж Эрнста. Не стоит выделять его отъявленным злодеем за то, что он примкнул к партии – возможно, для этого у него были собственные причины. Но что именно движет таким человеком, зачем он принимает такие решения? Кажется, разобраться в этом невозможно, даже посмотрев «Кабаре» несколько раз.

Музыкальное оформление

Музыка в «Кабаре», безусловно, оказывает огромное влияние на развитие сюжета – это закон жанра.

Первая песня «Willkommen» сразу погружает нас в атмосферу самого заведения и окутывает духом времени. Название этой партии на немецком языке обозначает «добро пожаловать». В ней рассказывается обо всех прелестях кабаре и о том, как чудесно можно отдохнуть в этом месте.

Достаточно известной в мире стала «The money song». Обличающая мир, построенный на деньгах, она кажется актуальной до сих пор.

Песня нацистского мальчика «Tomorrow belongs to me» сначала звучит как ностальгическая народная немецкая песня о светлом будущем. Однако постепенно мотив переходит в жесткий военный марш, и музыка уже звучит до мурашек устрашающе. Ее рефрен в конце первого акта, но уже совсем другими героями – фройляйн Кост и Эрнстом Людвигом – несколько меняет значение текста, но все так же настораживает.

Поистине легендарной стала песня Сары Боулз «Cabaret» – строчки «life is a cabaret, old chum, come to the cabaret», пожалуй, слышали очень многие. В ней чувствуется контраст той самой свободной жизни кабаре со скучным и тяжелым серым будничным миром. Именно кабаре становится для многих последним убежищем и спасением во мраке общества. В некоторых постановках Салли Боулз исполняет эту песню как истошное самовнушение, до последнего вздоха, как бы саму себя убеждая в правильности произносимых слов.

Неоднозначно была воспринята обществом песня «If you could see her». Именно вокруг нее возникло много споров о еврейском вопросе. Композиция звучит смешно и абсурдно, но подтекст, заложенный в нее, поистине страшен.

Значимые постановки и адаптации

Впервые мюзикл «Кабаре» был поставлен на Бродвее в 1966 году. Режиссером спектакля в Бродхерст-театре стал Гарольд Принс, хореографом – Рон Филд. Главные роли исполнили Джилл Хаворт, Берт Конви и Джоэл Грей. Эта постановка была сыграна около 1165 раз.

Именно этой постановкой был вдохновлён фильм Боба Фосса «Кабаре», снятый в 1972 году. Картина получила 8 премий Оскар из 10 номинаций; сделала Фосса одним из главных режиссеров Нового Голливуда; принесла всемирную известность и множество премий исполнительнице роли Салли Боулз Лайзе Минелли.

На Бродвее был создан целый ряд revival-постановок «Кабаре». Так, второе возобновление спектакля, премьера которого состоялась в 1998 году в Kit Kat Klub (бывшем Театре Генри Миллера), было показано более 2300 раз. Режиссерами постановки стали Сэм Мендес и Роб Маршалл, а ключевые роли исполнили Наташа Ричардсон и Аллан Камминг. В 2014 году Аллан Камминг вернулся к роли ЭмСи, а роль Салли досталась Эмме Стоун.

Поклоны с Гала-премьеры «Кабаре» в Kit Kat Club в Лондоне. Источник: addictedtoeddie.blogspot.com

Кроме того, «Кабаре» было поставлено на Вэст-Энде в Лондоне. Премьера первой лондонской версии состоялась в 1968 году в Палас-театре. На Вест-Энде «Кабаре» можно увидеть и сейчас. Переосмысленная и непохожая на предыдущие версии, это постановка режиссера Ребекки Фрекнелл стала настоящим хитом. На роли приглашаются мировые звезды: Эдди Рэдмейн, Кара Делевинь, Джесси Бакли, Калум Скотт и другие. Постановка получила 7 номинаций премии Лоуренса Оливье.

Мюзикл покорил сцены во Франции, в Аргентине, в Португалии. Не обошел спектакль и Россию – в 2022 году спектакль на сцене Театра Наций поставил Евгений Писарев. Главные и ансамблиевые роли исполняют звезды музыкальных и драматических отечественных постановок: Юлия Чуракова, Александра Усруляк, Олег Савцов, Елена Шанина.

Влияние на культуру

Мюзикл «Кабаре», безусловно, является одним из ключевых спектаклей 20 века. Он отразил не только острые политические вопросы, волновавшие людей того времени, но и плотно связал их с историей любви. «Кабаре» очень похоже на жизнь – личные вопросы неотделимы от общественных, одно зависит от другого.

Рефлексия о вопросах нацизма – сложная тема, которая периодически поднимается в мировом искусстве. Создание мюзикла «Кабаре» привлекло внимание к этой теме и стало ярким примером авторских рассуждений на такую многогранную проблему.

Темы и мотивы

В мюзикле можно выделить три основных мотива, которые во многом взаимосвязаны – это любовь, свобода и политические изменения.

Тема любви, преданности в чувствах и честности в отношениях раскрывается в судьбах почти каждого из персонажей. Не только главные герои – Клиффорд и Салли – вынуждены преодолевать препятствия, чтобы найти любовь в своей душе. Это чувство движет и фройляйн Шнайдер и герром Шульцем, и другими. Есть ли в одном человеке любовь к другому в мире, который начинает казаться бесчеловечным?

Мотив свободы также важен для развития сюжета. Свобода выбора в любви, политическая свобода в условиях строжайшего режима и контроля политической власти над всеми сферами жизни общества – все эти темы пронизывают «Кабаре». Где найти волю к этой свободе, и нужна ли она? Каждый может ответить на такой вопрос по-своему.

Политические изменения, на фоне которых разворачивается действие мюзикла – непростое время в истории человечества. Представленные в особенно остром историческом контексте проблемы откликаются в сердцах зрителей до сих пор. Основная причина этому – желание авторов идеи создать спектакль, не привязанный ко времени. «Где бы ни находились люди, ужасные вещи потенциально всегда могут произойти», – говорил Гарольд Принс.

Наследие и актуальность

Мюзикл «Кабаре» идет на сценах театров всего мира до сих пор. Он вдохновил не только Боба Фосса, создавшего легендарный одноименный фильм. Этот спектакль во многом стал поворотным в развитии самого жанра мюзикла.

Именно после этой постановки началось активное создание спектаклей, рассуждающих на глубокие, серьезные темы в формате мюзиклов. «Кабаре» показало, что это возможно, что такие проекты могут до глубины души поразить зрителей. Во многом благодаря этому спектаклю мюзикл перестал быть просто развлечением с песнями и танцами и стал признанным серьезным театральным жанром.

Заключение

В наши дни мюзикл и фильм «Кабаре» считаются классикой, с которой хотя бы однажды должен ознакомиться каждый. В этой постановке каждый сможет найти мотив по душе. «Кабаре» дает возможность порассуждать о главных вопросах жизни — о любви, судьбе, выборе, свободе.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*