Французские мюзиклы

Очарование и изысканность, романтика и страсть – все это в полной мере отражено в неповторимых французских мюзиклах. С момента самых первых постановок они завоевали сердца зрителей по всему миру, став одним из ключей к пониманию французов, их образа мыслей и вкусов.

В данной статье мы погрузимся в увлекательный мир лучших французских мюзиклов и познакомимся с их историей и создателями.

История французского мюзикла

Во Франции музыкальные театральные представления изначально были связаны с оперой, опереттой, водевилями, варьете и кабаре, так как, в отличие от США, эта страна имеет большое музыкально-театральное наследие, которое формировалось на протяжение нескольких веков и вырабатывало свои особенности.

Источником и основой для мюзиклов во Франции стал классический французский шансон. Этот жанр, наполненный смыслом и глубиной повествования, превратился в голос Франции, дав возможность найти новую национальную почву. Истоки шансона можно отыскать в средневековых традициях труверов и трубадуров. Именно искусство этих лирических певцов и поэтов, сочиняющих песни о любви и жизни, повлияло на становление жанра. С течением времени их музыка и тексты менялись, подстраиваясь под окружающую реальность, помимо бытовых сюжетов в их стихах появились рыцарские мотивы и религиозные темы.

XX век, как и другие эпохи, принёс с собой новые изменения. Во второй его половине в шансоне появляются интонации сразу нескольких направлений: эстрадной музыки, электро и рок-музыки. Взаимодействия с этими стилями и их соединение можно обнаружить и во многих популярных мюзиклах. Такие особенности шансона как раз подводят нас к рождению во Франции нового театрального жанра, который основывается на тех же принципах.

Музыкальный театр в этот момент выходит за пределы оперетты и кабаре, сцены танцев и песен обретают целостность, тексты композиций вплетаются в сюжет спектакля. Развитие мюзикла во Франции выпало на вторую половину 1950-х годов не просто так. Это время знаменито началом экономического подъёма, различных волнений и перестройки ценностей. Так, закрепляется важная тема для французских музыкальных спектаклей — столкновение разных слоёв населения, проблемы обычных людей и противоречивость чувств.

В противовес драмы абсурда, доминирующей в то время на французской сцене, во Франции появился первый мюзикл, который тогда еще назывался музыкальной комедией — «Нежная Ирма» (1956 г.). Эту постановку ещё нельзя назвать настоящим мюзиклом, но её можно считать началом становления жанра во Франции. Скорее всего её авторы вдохновлялись бродвейским мюзиклом «Моя прекрасная леди», вышедшим в то же время на Бродвее.

После «Нежной Ирмы» французские театры почти на 20 лет закрыли глаза на новый жанр, в 1960-х его подхватило другое искусство, которое как раз находилось в то время в процессе развития и обновления. Появляются такие знаменитые киномюзиклы, как «Шербурские зонтики» (1964 г.) и «Девушки из Рошфора» (1967 г.), режиссёр которых, Жак Деми, относился к французской новой волне.

Кадр из киномюзикла "Шербурские зонтики". Источник: vremyan.ru

Однако студенческие демонстрации, кризис Пятой республики, уход Де Голля и появление новой политики (эволюция голлизма —- идеи о национальной, общественной и экономической независимости Франции) сильно влияют на театр и постановки. И в 1973 году формируется первый полностью национальный французский мюзикл с символичным названием — «Французская революция», ставшим исторической вехой развития жанра в этой стране.

B эти же годы на горизонте французского мюзикла появляется Мишель Берже, с которого в середине 1970-х начинается процесс создания музыкальных сказок для детей. Однако на волне серьёзных происшествий в стране, связанных с терроризмом политического характера, композитор решает отказаться от популярных песен и детской тематики и начинает писать вместе с франко-канадским поэтом Люком Пламондоном киберпанк рок-оперу про будущее и фантастический город. «Стармания» становится одним из немногих мюзиклов во Франции, который авторы придумывали полностью самостоятельно, не основываясь на сюжете из художественной литературы или истории.

О французских мюзиклах в мировом масштабе начали говорить в 1980-х годах, когда появились знаменитые «Отверженные» по мотивам романа Виктора Гюго. Эта постановка стала детищем авторов Клода-Мишеля Шонберга и Алена Бублиля. На этот сложный проект их вдохновил мюзикл Лайонела Барта «Оливер!» по роману «Приключения Оливера Твиста». После просмотра этого спектакля Бублиль осознал, что на музыку можно грамотно положить не только оригинальные сюжеты или короткие пьесы, но и серьезные классические произведения.

Следующей яркой вехой в развитии французского мюзикла становится «Нотр-Дам де Пари», который превратился в своего рода мостик, пролегающий между XX и XXI веками. Подробнее о нем мы расскажем далее.

Особенности французского мюзикла

Французский мюзикл, будучи моложе бродвейского, сильно отличается от американских работ в этом жанре. Вот несколько важных отличительных черт:

  • Для французских мюзиклов характерна некая «клиповость», то есть каждый музыкальный номер в них носит завершенный характер. Именно поэтому и концертные версии французских спектаклей имеют такую долгую жизнь. Но, несмотря на это, весь музыкальный ряд слышится, как единое целое, созданное в одном стиле.
  • Во Франции предпочитают приглашать на главные роли эстрадных и оперных исполнителей, а не актеров.
  • У французов главные исполнители не слишком подвижны, за некоторыми современными исключениями (так, в совсем новом французском мюзикле про жизнь Мольера исполнители главных ролей обладают исключительными танцевальными и даже акробатическими навыками). Несмотря на любовь французов к балету и наличие отличной хореографической школы, кордебалет четко отделяется от вокала.
  • Французы чаще всего поют под заранее записанный минус, реже под аккомпанемент расположенного на сцене оркестра или рок-бэнда.

«Стармания» (Starmania)

«Стармания» — это уникальная и важная для истории французских мюзиклов киберпанк-рок-опера, рассказывающая про террористическую панк-группировку «Чёрные звёзды» – символ революции и разгрома. Люк Пламондон создал оригинальное либретто, хотя и основанное на газетном заголовке. В дальнейшем, он вместе с композитором Мишелем Берже утверждал, что идея посетила их одновременно.

На фоне декораций фантастического города Монополис, столицы единого государства, отсылающего нас к фильму Фрица Ланга «Метрополис», разворачивается противостояние бизнесмена Зеро Жанвье и участников группировки. Авторы мюзикла с помощью этой истории пытались донести мысль, что даже необходимая революция не должна рушить фундамент, стирая память целой нации, так как это глупо, бессмысленно и опасно. Но кроме политической проблематики и идеи о смене эпох, которая волновала многих в 1970-е годы, мюзикл затрагивает тему любви, показывая, что каждому человеку рядом нужен человек.

«Нотр-Дам де Пари» (Notre Dame de Paris)

B конце XX века эту знаменитую историю о любви, искушении страстями и средневековье на сцене начали рассказывать автор либретто Люк Пламондон, за плечами которого уже были «Стармания» и «Легенда о Джимми», и композитор Риккардо Коччанте, в последствие работающий над такими яркими французскими мюзиклами, как «Маленький принц» и «Ромео и Джульетта». Работать на либретто Пламонд начал ещё в 1993 году, когда в поисках нового героя случайно наткнулся на имя Квазимодо.

Как и в «Отверженных», текст романа «Собор Парижской Богоматери» был сокращен. Однако, этот процесс был осуществлен с особой тщательностью, создатели сохранили все основные сюжетные линии, персонажей и общую смысловую нагрузку. Пламондон привнёс в постановку и собственные мысли и рефлексию, а точнее идею конца света и нового мира, мира «объединенного».

Премьера состоялась 16 сентября 1998 года, но ещё до этого многие арии из мюзикла успели стать настоящими хитами. Отличился «Нотр-Дам» не только прекрасными композициями, но и новаторской хореографией Мартина Мюллера, который соединил современный танец-модерн и элементы акробатики.

Источник: notredamedeparislespectacle.com

«Ромео и Джульетта» (Romeo et Juliette)

Самая известная пьеса о любви не могла не появиться на сцене в жанре мюзикла. Возвышенные диалоги, массовые сцены, вражда двух семей вдохновила французского композитора и сценариста Жерара Пресгюрвика на написание либретто и партитуры. Еще до своего премьерного показа, состоявшегося 19 января 2001 года, спектакль завоевал огромную популярность. Его композиции, среди которых «Короли мира» («Les rois du monde») и «Любить» («Aimer»), на протяжении нескольких недель занимали верхние строчки национального чарта Франции.

Одним из интересных ходов, на наш взгляд, стало введение Смерти, как персонажа, который исполняет роль кукловода. Она убивает своим поцелуем Меркуцио, Тибальта и Ромео. А Джульетте вручает кинжал, который девушка вонзает в себя. Таким образом, автор показывает, что главной темой спектакля становится беспомощность всех персонажей, жертв вражды, судьбой которых управляет ненависть их семей. Кроме того, прекрасно были стилизованы костюмы, которые чётко делили героев на два рода.

В 2010 году состоялась «перезагрузка» «Ромео и Джульетты» с новым составом, модернизированными декорациями, костюмами и музыкой. Добавление нескольких новых номеров и обновление старых сделало персонажей глубже и оригинальнее, а также связало все музыкальные номера в одно целое. В новой постановке «Ромео и Джульетты» уделяется больше внимание второстепенным персонажам, — Тибальту и Меркуцио, которым добавили новые арии, чтобы лучше раскрыть их характеры.

«Дон Жуан» (Don Juan)

Премьера мюзикла «Дон Жуана» состоялась в 2003 году во Дворце Конгрессов в Париже. Автором выступил Феликс Грей. В основу положено предание об испанском соблазнителе Дон Жуане, чей образ обрисовали в своих произведениях Мольер, Джилиберти, Молина. Но композитор и автор либретто Феликс Грей довольно свободно интерпретировал историю севильского обольстителя.

Главный герой спектакля, в отличие от своего литературного прототипа, всё-таки обретает способность любить: так что в мюзикле Дон Жуан предстаёт как укрощённый строптивец, который обретает смысл жизни, но оказывается не в состоянии сохранить своё счастье. Более того, создатели помещают своего героя не в рамки какой-либо определённой эпохи, а во вневременное пространство. Именно поэтому костюмы отражают как старинную, так и современную испанскую моду.

«Дон Жуан» богат на постановочные сражения и спецэффекты, которые подчёркивают фантастический аспект происходящего. Несомненным его украшением становится хореография, основанная на испанских танцах, в особенности — фламенко.

«Король-Солнце» (Le Roi Soleil)

«Король Солнце» — французский мюзикл, рассказывающий о жизни и страстях короля Франции Людовика XIV. Впервые спектакль был показан 22 сентября 2005 года в Парижском дворце спорта. Создатели мюзикла Дов Аттья и Альбер Коэн не ставили задачу сделать спектакль исторически достоверным, скорее отдать дань уважения монарху и его наследию, а также самой эпохе.

Однако и любителям французской истории понравится «Король Солнце», так как он полон завораживающего вокала, ярких песен, костюмы, невероятной хореографией Камеля Уали, энергичными и обаятельными артистами.

«Моцарт» (Mozart l’Opera Rock)

«Моцарт. Рок-опера» — одна из самых известных постановок Дова Аттья и Альбера Коэна, посвященная истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Этот мюзикл захватил собой всё внимание проката в 2009—2010 гг и имел огромный успех.

Идея пришла в головы создателей этого спектакля ещё в 2008. Им захотелось через бунтарский нрав, взлёты и падения Моцарта донести зрителю, что этого композитора можно по праву считать настоящей рок-звездой своей эпохи. Такая история была очень близка французам, любителям революций и энергичного движения вперёд. Горячую и чувственную натуру австрийского гения воплотил яркий и эмоциональный итальянский певец Микеланджело Локонте. Сам же спектакль был создан с готически-романтическим флёром декаданса, повсеместным использованием гротеска и усилением драматической части.

Зрители мюзикла восхитились и запомнили не только музыкальное сопровождение, которое было вдохновлено песнями Queen, Placebo, The Sparks и Muse, но и эпатажными и эклектичными костюмами, созданными художницей-постановщицей Жижи Лепаж.

В 2013 году труппа рок-оперы дважды (в феврале и октябре) совершила концертное турне по России, спев все песни вживую. Во время второго тура Флоран Мот (Сальери) исполнил русскую версию популярной «L’Assasymphonie». Этот мюзикл очень полюбился российскому зрителю, многие до сих пор пересматривают его в записи, прослушивают композиции и наслаждаются клипами.

Источник: Last.fm

«1789, Любовники Бастилии» (1789, Les amants de la Bastille)

«Любовники Бастилии» — это спектакль посвящён событиям Великой французской революции, шести месяцам, изменившим историю Франции, с весны 1789 года по 26 августа 1789 года, когда была принята "Декларация прав человека".

Премьера «Любовников Бастилии» состоялась в Парижском дворце спорта 10 октября 2012 года. Режиссером-постановщиком и хореографом стал Джулиано Пепарини, музыку и либретто написал Дова Аттья, а прекрасные костюмы — дело рук театрального дизайнера Фредерика Оливье.

Создатели сосредоточились на романтической части этого периода. Через историю отдельно взятых персонажей рассказали историю всей страны. В центре сюжета запретная любовь между молодым революционером и гувернанткой детей Марии-Антуанетты.

Помимо красоты декораций, ярких костюмов, безупречной постановки и певцов, поражает современный резонанс этого спектакля. До сих пор человечество пытается решить проблему равноправия. Надо сказать, что авторы приложили все усилия к постановке и сумели привнести в эту трагическую историю филигранные нотки сатиры с помощью персонажа Огюста Рамара, доносчика короля.

«Дракула: любовь сильнее смерти» (Dracula, l'amour plus fort que la mort)

По стилистике и духу этот мюзикл, поставленный Камелем Уали в 2011 году, напоминает сюрреалистическое шоу-маскарад, которое одновременно притягивает и отталкивает. С помощью ярких деталей и резких диалогов оно пытается увлечь молодёжь и новую юную публику, разговаривая с ней на её же языке. Поэтому в спектакле переплетается множество элементов-помощников: кожаные костюмы, современная музыка, эпатажный грим, множество разговорных молодежных оборотов и привлекательные актеры.

За основу режиссёр и хореограф Уали взял сюжет романа Б. Стокера «Дракула», вдохновившись экранизацией Копполы, и ввёл в повествование дополнительных персонажей: Сорси, Пуазон, Сатин, проживающих вместе с Дракулой в замке и как бы олицетворяющих его эмоции (Пуазон), совесть (Сатин) и душу (Сорси). Они становятся своего рода рассказчиками и доносят до зрителя историю графа, который выражает себя только через танец и хранит вечное мрачное молчание. Роли Дракулы и Мины специально исполняют танцоры, а не вокалисты, делая из них ещё более таинственных персонажей. Такой приём совсем нетипичен для мюзиклов, что делает «Дракулу: любовь сильнее смерти» оригинальным музыкальным спектаклем и важной вехой в развитии французского мюзикла.

Завораживающая сценография, неординарные хореографические световые решения, видеоинсталляции с использованием 3D техники, яркие костюмы и грим создают ощущение грандиозного шоу, которое зритель смотрит «на одном дыхании».

Источник: deviantart.com

«Легенда о короле Артуре» (La Légende du roi Arthur)

Премьера этого красивого мюзикла состоялась в Париже в сентябре 2015 года. Её создатели, Дов Аттья и Альбер Коэн, увидели в легенде о короле Артуре и рыцарях круглого стола историю, которая отвечает всем требованиям жанра мюзикл. Персонажи сталкиваются с любовью, желаниями власти и мести, что происходит в декорациях мира, в котором не прекращается война и царствует магия.

Такой мюзикл точно понравится фанатам сериала «Игра Престолов». Визуальное и сюжетное наполнение «Легенды о короле Артуре» схоже с миром, созданным Джорджем Мартином. Об этом свидетельствуют костюмы и парики авторства Фредерика Оливье и другие элементы жанра фэнтези: обещанный принц, красивые замки, магия и драконы. Особого внимания в этом мюзикле заслуживает сценография — передвигающаяся сцена и трехмерный экран, гигантские куклы-марионетки, а также танцевальные номера, автором которых стал Джулиано Пепарини.

Источник: midilibre.fr

«Три мушкетера» (Les trois mousquetaires)

Рене Ришар Сир и Доминик Шампань, вдохновленные классическим произведением, решили создать спектакль по мотивам романа «Три мушкетера» в жанре мюзикла, премьера которого состоялась в 2016 году. По традициям в этом спектакле, как во многих французских мюзиклах, история любви и дружбы разыгрывается на фоне политических интриг. Создатели, отойдя от текста Александра Дюма, в современной интерпретации показывают приключения верных друзей-гасконцев и дают им новое звучание с помощью синтеза музыкальных стилей и танцевальных направлений, включающих поп-рок, хип-хоп и брейк-данс. Отдельного внимания заслуживают динамичные декорации и хореография, которые разрабатывали постановщики Цирка дю Солей.

Источник: larep.fr

«Красное и Чёрное» (Le Rouge et Le Noir)

«Красное и Чëрное» — это рок-опера, поставленная Франсуа Шуке и Лораном Серусси по одноименному роману Стендаля, спродюсированная Альбертом Коэном, которому мы обязаны многими успешными мюзиклами, такими как «Десять заповедей», «Король-Солнце», «Моцарт. Рок-опера». Премьера состоялась в 2016 году.

Этот мюзикл сделан по всем французским каноном. Тут и соединение трагического с комическим. Тяжёлая судьба главных героев рисуется на фоне картонного реквизита и взаимодействий других персонажей с картонными гостями на приёме Ла Моля.Самыми важными и интересными сценами становятся исповеди главного героя, в которых он описывает свои душевные терзания. Этот персонаж встаёт сразу перед двумя сложными выборами — ему необходимо выбрать между красным мундиром военного и черным облачением священника, а также между карьерой и любовью.

Французский мюзикл — ключ к пониманию французов

Французы активно продвигают идею использования театра для распространения знаний о ключевых моментах своей истории и мировой культуры. В каждом своем мюзикле, будь то рассказ о французском короле или австрийском композиторе, они стремятся к «национализации» этого жанра, к созданию чего-то своего, уникального и неповторимого. Именно они стали пионерами в создании религиозных мюзиклов. Каждая их постановка поднимает множество актуальных проблем, помещая героя в трудные обстоятельства и ставя его перед выбором — любовь или положение, любовь или честь и др.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*