Мюзикл «Звуки музыки»: мелодии, истории и вдохновение

История, которую знают и любят по всему миру. Мюзикл, вошедший в золотой фонд бродвейских постановок. Фильм, побивший в своё время все рекорды по кассовым сборам. Речь идёт о легендарных «Звуках музыки» Роджерса и Хаммерстайна. Чем же уникален этот мюзикл и почему он считается эталоном музыкального театра даже спустя 60 лет после премьеры? Давайте разбираться вместе. Приготовьтесь: наше путешествию в Австрию начинается!

Исходные материалы и вдохновение

Мюзикл «Звуки музыки» прошёл очень долгий путь от реальной истории до сценической адаптации. Сначала была настоящая семья фон Трапп и настоящая Мария, которая написала мемуары. На их основе сняли очень успешный драматический фильм, который подтолкнул к созданию мюзикла. По нему тоже был снят фильм, но уже музыкальный. А дальше была ошеломительная мировая популярность и множество постановок в разных странах. Но обо всём по порядку.

Было или не было: реальные события в основе мюзикла

«Звуки музыки»

Источник: Harry S. Truman Library & Museum

Итак, что же мы знаем о семье фон Трапп? Как минимум то, что эта семья была абсолютно реальной. Даже не просто реальной, а очень известной. Георг Людвиг фон Трапп – офицер военно-морских сил Австро-Венгрии, командир подводной лодки, самый результативный австро-венгерский подводник Первой мировой войны. Его первой женой была Агата Уайтхед – внучка Роберта Уайтхеда, инженера и изобретателя торпеды. Заслуги самого фон Траппа, а также богатое приданое его жены позволили вести комфортную жизнь и содержать семерых детей. В 1922 году Агата умерла, и Георг переехал с детьми в пригород Зальцбурга.

В 1926 году одна из дочерей Георга фон Траппа достаточно долго приходила в себя после болезни, из-за чего не могла посещать школу. Чтобы девочка не тратила время выздоровления впустую, Георг нанял для неё учительницу из Ноннбергского аббатства, Марию Августу Кучера, на которой женился уже через год, в 1927. У них родилось трое детей. Кстати, в какой-то степени именно Марии мы должны быть благодарны за появление мюзикла «Звуки музыки»: в 1949 году была опубликована её книга-мемуары The Story of the Trapp Family Singers («История певцов семьи Трапп»).

Но всё же: почему семья Трапп так сильно ассоциируется с музыкой? Дело в том, что в 30е годы Георг фон Трапп оказался в затруднительном финансовом положение и, чтобы заработать средства к существованию, Мария решила организовать настоящий семейный хор. По совету когда-то гостившей у Траппов певицы Лотты Леман, семья приняла участие в конкурсе народной музыки и… выиграла! После этого Траппы давали собственные платные концерты и даже выступили по радио. Кстати, именно во время радиовыступления их услышал канцлер Австрии Курт Шушниг и пригласил выступить в Вене!

Музыкальная слава, однако, в полном объеме обрушилась на семью не на родине: в 1938 году фон Траппы эмигрировали из аннексированной нацистами Австрии в Соединённые Штаты. 10 декабря того же года в Нью-Йорке состоялся их первый крупный концерт. После этого семья почти двадцать лет, до 1955 года, выступала с огромным успехом по всему миру, а уже в 1956 году появилась первая экранизация необычной истории фон Траппов.

Создатели мюзикла: кто стоит за этим произведением?

Экранизация 1956 год The Trapp Family («Семья Трапп») была основана на тех самых мемуарах Марии Августы, о которых мы писали ранее. Фильм очень понравился публике, и спустя два года вышел сиквел The Trapp Family in America («Семья Трапп в Америке»). Эти фильмы стали самыми успешными фильмами в Западной Германии в послевоенные годы. Их популярность вскоре распространилась по всей Европе и Южной Америке.

«Звуки музыки»

Источник: The Rodgers & Hammerstein Organization

Кто же стоит за созданием мюзикла «Звуки музыки»? В 1958 году, видя успех фильма The Trapp Family, американские сценаристы Ховард Линдсей и Рассел Круз, а также продюсер Ричард Холлидей и его жена, актриса Мэри Мартин решили, что история семьи фон Трапп заслуживает не только киноадаптации, но и театральных подмостков. Изначально планировалось создать драматическую постановку, а в качестве музыкального оформления использовать песни из репертуара семьи. Но Мэри Мартин, которая на тот момент уже была бродвейской звездой, хотела исполнить песню, которая была бы написана специально для неё. И тут на помощь пришёл творческий дуэт композитора Ричарда Роджерса и либреттиста Оскара Хаммерстайна. Они с удовольствием согласились принять участие в переносе истории семьи фон Трапп на сцену, однако просто создавать просто музыкальное оформление не хотели. Вместо этого они сделали встречное предложение – переработать пьесу для драматического спектакля в мюзикл, написав полностью оригинальные тексты и музыку. Эта идея была встречена с большим энтузиазмом. Так появились «Звуки музыки».

Главные персонажи и их истории

Мюзикл «Звуки музыки» Роджерса и Хаммерстайна считается одним из первых семейных мюзиклов, ведь в нём рассказывается о многодетной семье. Это позволяет и юным, и взрослым зрителям проникнуться историей: тут и взрослая драма, и детские проблемы, и семейные передряги. А всё из-за большого разнообразия персонажей разных возрастов.

Действующие лица: портреты главных героев

Итак, мы знаем, что мюзикл посвящён семье фон Трапп. Поющей семье фон Трапп, если быть точнее. Но давайте попробуем составить более чёткие портреты основных действующих лиц.

Главная героиня – Мария Августа Райнер, молодая послушница Ноннбергского аббатства. Она круглая сирота, но несмотря на тяжёлую судьбу, девушке удалось сохранить жизнелюбие и открытость миру. Она свободолюбива, ей тяжело подчиняться строгим правилам обители: сердце Марии принадлежит бескрайним просторам австрийских гор. Этому лёгкому характеру противопоставляется характер другого главного героя, Георга фон Траппа. Барон, офицер, большой патриот Австрии – он привык к армейской дисциплине и именно на её принципах в одиночку (после смерти жены) воспитывает семерых своих детей.

Лизль фон Трапп – старшая дочь Георга. По словам Марии Августы, Лизль уже не ребёнок, а вполне взрослая девушка: именно с ней у главной героини складываются наиболее доверительные отношения. Фридрих фон Трапп, будучи старшим сыном барона, является наследником титула, поэтому имеет обладает взрослым взглядом на жизнь. Ещё одна дочь Георга фон Траппа, Луиза, отличается боевым характером и смелостью, хотя и не показывает этого, из-за чего многие думают, что на Луиза очень стеснительная. Курт – самый активный из детей фон Траппа и во всём пытается походить на своего отца. Пятым ребёнком в семье является девочка Бригитта: она тихая и скромная и большую часть времени проводит за чтением книг. Самые младшие дети Георга фон Траппа – девочки-погодки Марта и Гретль.

Другими действующими лицами мюзикла «Звуки музыки» являются баронесса Эльза Шредер – богатая и утончённая вдова, потенциальная невеста фон Траппа; Макс Детвайлер – друг Геогра, музыкальный продюсер и импресарио; матушка-настоятельница Ноннбергского аббатства, которая знакомит Марию с семьёй фон Траппов; Рольф Грубер – молодой местный почтальон, влюблённый в Лизль, – и другие второстепенные персонажи.

Сюжетная линия: в сердце Австрии

Как мы уже писали ранее, «Звуки музыки» основаны на реальных событиях. С общей историей семьи фон Траппов мы уже знакомы, представление о главных действующих лицах также имеется, поэтому пришло время подробнее изучить сюжет мюзикла.

«Звуки музыки»

Краткое содержание: ключевые моменты и события

Действие разворачивается в Зальцбурге, перед Второй мировой войной. Послушницы Ноннбергского аббатства поют Dixit Dominus (109-й псалом из книги Псалтирь). Одна из послушниц, Мария Райнер, пропуская службу, сбегает в горы: её свободолюбивой натуре трудно подчиняться строгим монастырским правилам. Вернувшуюся поздно вечером в аббатство Марию встречает мать-настоятельница, которая советует девушке провести некоторое время за пределами монастыря, чтобы понять, подходит ли ей монашеская жизнь. Матушка-настоятельница предлагает Марии поработать гувернанткой в семье капитана Георга фон Траппа, который, овдовев, остался один с семью детьми.

В доме фон Траппов царит по-настоящему военная дисциплина: дети ходят строем и одеты в форму. Марии категорически не нравится такой милитаристский подход, поэтому она решает добавить красок в воспитание, обучая детей музыке и постепенно завоёвывая их расположение. Наиболее теплые отношения у гувернантки складываются со старшей дочерью Георга фон Траппа – Лизль, которая переживает период первой влюблённости в молодого почтальона Рольфа. А с кем можно поделиться своими эмоциями, как не с дружелюбной Марией?

«Звуки музыки»

Тем временем, капитан фон Трапп уезжает в Вену, и атмосфера в доме кардинально меняется: позабыта муштра и полувоенные детские костюмы, постоянно слышится детский смех, звучит музыка, устраиваются пикники и весёлые игры. Спустя месяц Георг фон Трапп возвращается домой, но не один, а со своей невестой баронессой Эльзой Шредер и другом, импресарио Максом Дэтвейлером, который находится в поиске участников для Зальцбургского фестиваля фольклорной музыки. Георгу очень не нравятся перемены, произошедшие дома во время его отсутствия: игры, яркая одежда… Мария объясняет ему, что дети нуждаются не в идеальной военной дисциплине, а в любви и весёлом, беспечном детстве. Фон Трапп в гневе прогоняет Марию, но услышав, как дети исполняют песню, разученную специально к приезду Эльзы, капитан смягчается, меняет своё мнение и просит Марию остаться. Баронесса с большим подозрением относится к гувернантке, однако та объясняет, что вскоре вернётся обратно в аббатство.

«Звуки музыки»

Георг фон Трапп устраивает приём для того, чтобы представить друзьям Эльзу Шредер в качестве своей невесты. Во время праздника Курт фон Трапп просит Марию научить его танцевать австрийский народный танец лендлер. Продемонстрировать одну из сложных танцевальных фигур вызывается капитан фон Трапп. Так, танцуя вместе, Мария и Георг понимают, что испытывают друг к другу сильные чувства. Девушка вырывается из рук фон Траппа, смущенная и растерянная. На этом же приёме, обсуждая ожидаемый брак Эльзы и Георга, Бригитта фон Трапп говорит Марии, что, по её мнению, капитан на самом деле любит Марию, а не баронессу. В этот момент Эльза просит капитана позволить детям пожелать гостям спокойной ночи песней So Long, Farewell. Макс поражён их талантом и хочет, чтобы они присутствовали на фестивале Карлсберг, который он организует. Гости уходят в столовую, а Мария выскальзывает через парадную дверь со своими вещами.

В аббатстве Мария говорит, что готова принять монашеский постриг, однако матушка-настоятельница понимает, что та просто убегает от своих чувств. Она советует девушке встретиться с капитаном и узнать, что между ними происходит, а также найти для себя ту жизнь, о которой она мечтает.

Когда Мария возвращается к фон Траппам, то узнаёт, что свадьба Эльзы и Георга – дело решённое. Девушка решает остаться только до тех пор, пока капитан не найдёт для своих детей новую гувернантку. Макс и Эльза начинают спорить с Георгом о скором аншлюсе (присоединении Австрии к Германии) и пытаются убедить в его неизбежности. Спор становится всё более серьёзным, и когда фон Трапп отказывается идти на какой-либо компромисс, Эльза разрывает с ним помолвку, а Мария и Георг признаются друг другу в своих чувствах и женятся.

«Звуки музыки»

Пока Мария и Георг проводят медовый месяц, Макс готовит детей к выступлению на Карлсбергском фестивале, но, по возвращении домой, капитан решает, что им не следует выступать на мероприятии ввиду оккупации Австрии нацистами. Макс, однако, утверждает, что петь семья будет за Австрию, а не Германию. Лизль продолжает делиться с Марией своими любовными переживаниями: Мария уверена, что через несколько лет Лизль выйдет замуж. В этот момент появляется Рольф с телеграммой, в которой капитану предлагается должность в военно-морском флоте Германии, и Лизль расстраивается, увидев, что Рольф теперь убежденный нацист.

Георг советуется с Марией и решает, что им следует тайно бежать из Австрии. Прибывает немецкий адмирал фон Шрайбер, чтобы узнать, почему капитан фон Трапп не ответил на телеграмму: немецкий флот высоко ценит его, предлагает ему эту должность и велит немедленно явиться в Бремерхафен, чтобы принять командование. Мария говорит, что капитан не может уйти прямо сейчас, так как они все поют на фестивальном концерте. Адмирал соглашается подождать.

На концерте фон Траппы исполняют несколько песен, в том числе Edelweiss, в которой Георг прощается со своей родиной. Макс просит выйти на бис и объявляет, что это последний шанс семьи фон Трапп спеть вместе, поскольку почётный караул ждет, чтобы сопроводить капитана к его новому командованию. Пока судьи определяют победителей, фон Траппы поют So Long, Farewell, уходя со сцены небольшими группами. Затем Макс начинает называет имена, занявшие второе место, максимально растягивая время. Когда он объявляет, что главный приз достаётся фон Траппам, те не появляются, и нацисты начинают поиски. Семья прячется в аббатстве, где узнаёт, что границы закрыты. Появляется Рольф и зовёт своего лейтенанта, чтобы сдать ему сбежавших фон Траппов, но, увидев Лизль, меняет своё мнение и говорит, что в аббатстве никого нет. Нацисты уходят, а фон Траппы бегут из страны через Альпы.

Музыкальные номера: от романтики до революции

Мюзикл «Звуки музыки» прочно занял своё место среди величайших мюзиклов не только Бродвея, но всего мира в целом. Гигантская доля успеха принадлежит музыкальным номерам. Жанровая составляющая мюзикла достаточно разнообразна: здесь есть и молитвенные песнопения с хоралами, и элементы фольклора, и эстрадно-джазовые номера, и даже военный марш. Однако вся эта разношёрстность жанров не оставляет впечатления какофонии. Каждая мелодия чётко отражает характер и эмоции персонажей, а также атмосферу того времени. Многие песни из «Звуков музыки» стали «автономными» композициями, которые слушают даже те, кто мюзикл ни разу не видел. Песня Edelweiss вообще зачастую воспринимается как реально существующая народная австрийская песня или официальный гимн Австрии.

Постановки и адаптации

История музыкальной семьи из Австрии заинтересовала огромное количество людей по всему миру, а потому мюзикл «Звуки музыки» не ограничился показами на Бродвее – его слава распространилась намного дальше, на другие страны и континенты. Более того, у мюзикла появилась киноадаптация, которая включена во многие рейтинги лучших фильмов всех времён.

Театральные постановки: где и кем ставился мюзикл

«Звуки музыки»

Источник: The New York Times

Превью «Звуков музыки» были показаны в Shubert Theatre в Нью-Хейвене, а затем в Бостоне. Официальная премьера оригинальной бродвейской постановки состоялась в Lunt-Fontanne Theatre 16 ноября 1959 года с Мэри Мартин и Теодором Бикелем в главных ролях. Режиссёром выступил Винсент Дж. Донехью, хореографом – Джо Лейтон. Мюзикл был сыгран 1443 раза, получил несколько премий «Тони» и закрылся летом 1963 года. Музыкальный альбом с оригинальным бродвейским кастом разошёлся тиражом в три миллиона копий.

Уже в первый год проката стало ясно, что мюзикл «Звуки музыки» пользуется большим успехом, а потому было принято решение сделать туринговую версию, чтобы охватить все Соединённые Штаты и Канаду. Одновременно с этим, в 1961 году, состоялась премьера мюзикла на Вест-Энде в лондонском Palace Theatre (был показан 2385 раз), и в Австралии. Кстати, в 2006 году произошёл так называемый revival – возрождение – «Звуков музыки» в Лондоне. В качестве продюсера выступил Эндрю Ллойд Уэббер. Примечательно, что изначально на роль Марии хотели пригласить Скарлетт Йоханссон, однако переговоры закончились ничем. Тогда было принято решение сделать реалити-шоу талантов на телевидении How Do You Solve a Problem like Maria? и по его результатам, с помощью зрительского голосования и на основании мнения жюри, выбрать исполнительницу главной роли.

Не обошла стороной слава сценической адаптации истории семьи фон Трапп и Японию, где в 1988 году мюзикл поставила труппа Takarazuka Revue – японского музыкального театра, состоящая исключительно из женщин. В 2005 году в Венской народной опере состоялась премьера австрийской постановки на немецком языке. В 2008 году в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу была показана бразильская версия. В это же время «Звуки музыки» увидели и зрители в Нидерландах.

Отдельного упоминания заслуживает постановка Зальцбургского театра марионеток. Вместо актёров были куклы, которыми управляли искусные кукловоды. Единственным живым человеком в постановке была матушка-настоятельница. Согласитесь, очень символично: именно она всегда направляла Марию навстречу семье фон Траппов. В качестве музыкального сопровождения использовались предзаписанные песни в исполнении бродвейских артистов.

«Звуки музыки»

Источник: Salzburger Marionettentheater

Россия тоже не устояла перед очарованием мюзикла Роджерса и Хаммерстайна «Звуки музыки». Премьера российской постановки состоялась 8 октября 2011 года в Театре МДМ. Режиссёром постановки стал Евгений Писарев. Главные роли исполнили звёзды жанра в России: Наталия Быстрова, Екатерина Гусева, Елена Чарквиани, Анна Гученкова, Ирина Линдт, Мария Иващенко, Евгений Зацев, Максим Заусалин и другие. Кроме того, некоторых персонажей сыграли известные актёры театра и кино, например Елизавета Арзамасова и Кирилл Рубцов. «Звуки музыки» были далеко не первой бродвейской постановкой привезённой в Россию. До этого мюзикла продюсер Дмитрий Богачёв уже показал российскому зрителю «Кошек», «Красавицу и Чудовище», «Мамму Мию!», «Zorro», превратив МДМ в настоящую цитадель жанра в России – «Звуки музыки» только сильнее укрепили эту позицию. Кстати, сейчас в Театре МДМ в ежедневном прокате идёт оригинальный мюзикл театральной компании Дмитрия Богачёва «Бродвей Москва» по песням бит-квартета «Секрет» – «Ничего не бойся, я с тобой». За первые шесть месяцев проката постановка побила все театральные рекорды популярности в России!

«Звуки музыки»

Отличия мюзикла «Звуки музыки» от реальной истории

Для того, чтобы постановка была более интересной для зрителей, историю семьи фон Трапп немного переделали.

  • Детям даны другие имена и изменён возраст. Кроме того, не упоминаются дети Марии и Георга.
  • Свадьба Марии и Георга состоялась в 1927 году, а не в 1938, как представлено в мюзикле.
  • В дом фон Траппов Марию отправили не в качестве гувернантки, а в качестве учительницы для одной из дочерей Георга.
  • По словам детей Георга фон Траппа, их отец на самом деле был очень нежным и добрым родителем, а не холодным и авторитарным. Кроме того, он поощрял их занятия музыкой.
  • Пристрастие к музыке фон Траппы имели ещё до появления в их жизни Марии: к 1926 году в их репертуаре было уже было более 100 песен.
  • История любви Марии и Георга, к сожалению, не была на самом деле такой романтичной, какой она показана в мюзикле. В своих мемуарах Мария призналась, что не испытывала к мужчине сильных романтических чувств и вышла замуж только из-за того, что детям нужна была мать.
  • Из Австрии семья выехала относительно спокойно, а не сбегая под покровом ночи. Они рассказали друзьям и близким, что едут в Нью-Йорк, чтобы выступить с концертом, сели на поезд и отправились в Италию, оттуда – в Лондон, а затем на корабле в США.

Экранизация мюзикла

Спустя семь месяцев после премьеры мюзикла на Бродвее, в июне 1960 года, голливудская студия 20th Century Fox приобрела права на его экранизацию, однако, согласно контракту, выпускать фильм в прокат нельзя было либо до 1964 года, либо до закрытия бродвейской постановки. В 1962 на 20th Century Fox начался финансовый кризис, и чтобы «Звуки музыки» всё-таки вышли на большой экран, студия представила в качестве сценариста фильма Эрнста Лемана, который уже экранизировал мюзиклы «Король и Я» и «Вестсайдская история». А вот найти режиссёра долгое время не удавалось. Роберт Уайз («Вестсайдская история») и Стенли Донен («Поющие под дождем»), которые обладали опытом в съёмках музыкальных фильмов, отказались от «Звуков музыки» из-за шаткого финансового состояния 20th Century Fox. В итоге удалось уговорить режиссёра легендарного фильма «Римские каникулы» с Одри Хепбёрн Уильяма Уайлера, однако через некоторое время он тоже отказался от участия в съёмках «Звуки музыки», так как планировал сделать упор на историческую составляющую истории, что не нравилось остальным. В конце концов, поиске завершились тем, что Роберт Уайз всё-таки согласился стать режиссёром фильма, и хотя его отношение к сценарию было скептическим, музыка вызвала восторг.

«Звуки музыки»

Источник: Letterboxd

Главную роль – Марии Августы Райнер – исполнила британская актриса и певица Джули Эндрюс. Она уже была известна широкой публике по фильму «Мэри Поппинс», где сыграла главную героиню и за который получила премии «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус». Премьера экранизации «Звуков музыки» состоялась 2 марта 1965 года, а успех превзошёл все ожидания: фильм стал самым кассовым релизом года. Кроме того, в 2001 «Звуки музыки» были внесены в американский Национальный реестр фильмов как обладающий культурным, историческим и эстетическим значением. Стоит отметить, что славу кинокартина получила не только в США, но и по всему миру, побив рекорды кассовых сборов почти в тридцати странах.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*