Мюзикл "Поющие под дождем" на театральной сцене: погружение в мир музыкального искусства

«Поющие под дождём» — знаменитый сценический и киномюзикл на музыку Насио Херба Брауна, либретто Бетти Комден и Адольфа Грина и слова Артура Фрида. Американские критики называют этот мюзикл «автобиографией Голливуда» эпохи перехода от немого к звуковому кино.


Первое, что рисуется в голове при мысли о «Поющих под дождём», — это как Дон Локвуд, в исполнении актёра Джина Келли, безумно влюблённый в девушку, свою жизнь и даже зонтик, ликующе танцует на улице Голливуда посреди ливня. Благодаря атмосфере мюзикла появляется такое нужное всем нам чувство веры в то, что у любой проблемы есть решение! Давайте поближе познакомимся с этим уникальным мюзиклом.

От тишины к звуку: как появились «Поющие под дождём»

В начале 1950-х Артуру Фриду, главе Freed Unit в Metro-Goldwyn-Mayer, ответственному за музыкальные фильмы студии, пришла в голову идея — создать фильм, который был бы основан на уже существующих песнях. Для этого проекта Фрид пригласил сценаристов Бетти Комден и Адольфа Грина из Нью-Йорка. Вместе они должны были придумать историю, которая бы смогла связать песни воедино.

Изначально «Поющие под дождём» должны были стать ремейком немого фильма 1928 года «Лишний багаж». Однако Грин и Комден обнаружили, что у MGM есть множество красивых, но неизвестных мелодий, использовавшихся в первых звуковых фильмах студии. Именно это и стало источником вдохновения для создания мюзикла об испытаниях, через которые пришлось пройти работникам киноиндустрии, когда в кино появился звук. Данный переход от немого кино породил множество новых звезд, но одновременно с этим отправил в небытие известных актёров. «Поющие под дождём», таким образом, стали настоящим зеркалом той эпохи. Создатели фильма, премьера которого состоялась в 1952 году, как бы передавали привет своим предшественникам и вдохновителям. Главные роли исполнили Джин Келли, Дебби Рейнольдс и Дональд О'Коннор.

«Поющие под дождём»

Источник: Every Movie Has a Lesson

Действие киномюзикла разворачивается в 1927 году, когда на экранах появился первый звуковой фильм «Певец джаза». Звёзды немого кино Дон Локвуд и Лина Ламонт снимаются в новой кинокартине «Кавалер-Дуэлянт», однако над её успехом нависла угроза – огромную популярность набирает звуковое кино, оставляя своего немного предшественника позади. Чтобы новый фильм (и свою карьеру) Локвуд предлагает сделать из «Кавалера-Дуэлянта» мюзикл. Однако всё оказывается не так просто…

Исторические корни: от кино до театра

В 1980-х годах из фильма «Поющие под дождём» решили сделать сценический мюзикл. Режиссёров ждала нелёгкая задача — перенести яркие и всеми любимые сцены кинокартины на театральную площадку. Пришлось поломать голову перед тем, как представить зрителю на суд новый, совершенно уникальный продукт.

В 1983-м году мюзикл впервые был показан на лондонских театральных подмостках Вест-Энда, а через два года премьера собрала сотни зрителей уже на Бродвее в театре «Гершвин». К танцевальным и музыкальным номерам из фильма добавили много новых композиций: «Hubbub» Космо Брауна и несколько номеров для ансамбля («Rag Doll», «Temptation», «Takin' Miss Mary to the Ball»).

Бродвейской версией мюзикла занималась постановщица и хореограф-постмодернист Твайла Тарп. Эта постановка имела не меньший успех, чем фильм, что позволило бродвейской версии мюзикла получить одну из самых престижных наград – «Тони» – и просуществовать несколько десятилетий, став золотой классикой американских мюзиклов.

«Поющие под дождём»

В 2011 году на Вест-Энде появилась новая постановка мюзикла «Поющие под дождём»: хореограф Эндрю Райт внёс изменения в оригинальные танцевальные номера, задействовав новые технические решения и спецэффекты. После получения премии WhatsOnStage и нескольких наград Лоуренса Оливье «Поющие под дождём» отправились в путешествие по миру, добравшись и до Москвы.

Адаптация истории для театра

Как уже говорилось раньше, перед режиссёрами стояла очень трудная задача — адаптировать киноматериал для сцены. Было сложно найти театральные эквиваленты киноприёмам, которые помогали создавать магию и мир фильма. Постановщики пытались сделать так, чтобы танцы на большой сцене не смотрелись блёкло.

Еще одной задачей со звездочкой было появление во время спектакля одного из главных персонажей этой истории — дождя. Во время съёмок фильма к воде добавляли молоко, чтобы капли лучше отображались на плёнке. К таким хитростям и визуальным иллюзиям режиссёры прибегали довольно часто, чтобы объект в кадре был более заметным и ярким. Но гораздо сложнее вызвать ливень в закрытом, полном зрителей театральном зале. Для этого пришлось специально переоборудовать сцену. В её карманах установили два огромных бака, вмещающих 2 тонны воды. По резиновым шлангам жидкость поднималась к форсункам над сценой и выливалась в виде дождя на артистов, которые в это время пели и танцевали, разбрызгивая ногами воду в зрительный зал. Капли воды, освещённые звёздным светом софитов, заливали декорации, пропитывая их, и создавали шум летнего, оживляющего дождя. Такое яркое представление сравнимо с падением люстры в мюзикле «Призрак Оперы». Именно этот музыкальный номер с дождём больше всего запомнился зрителям.

«Поющие под дождём»

Особенности бродвейской театральной постановки

От других мюзиклов «Поющие под дождем» отличаются не только наличием проливного дождя, но и задорного степа. Степ по началу был главной сложностью постановки. Однако хореограф бродвейской версии Твайла Тарп умело воссоздала большую часть бессмертной хореографии Джина Келли и Стэнли Донена из фильма. Важный вклад Тарп в танцевальные номера — это длинная пародия из второго акта на номер из фильма главного героя Дона Локвуда «Танцующий кавалер».

Однако, например, New York Times замечает, что постановщице не удалось перенести на сцену ощущение кинематографической непрерывности и подвижности. Многие декорации были статичными, а сцены прерывались затемнением. Такой подход отсылает к наивным приемам, которые использовались в мюзиклах середины 1950-х годов , когда хореографы-режиссеры Джером Роббинс и Майкл Беннетт еще не придумали, как передать приемы киномонтажа в театре. Возможно, Твайла Тарп не использовала современные приёмы осмысленно, желая передать эпоху, в которую создавался фильм «Поющие под дождём».

Кроме того, многим не хватило той комичности, которая была в фильме. Твайла Тарп очень часто приглушала или вовсе убирала шутки или неловкие ситуации. Это произошло с такими сценами, как лицемерный рассказ Локвуда о его первых днях в шоу-бизнесе или его участие в съёмке немой любовной сцены с партнершей, которую он не воспринимал всерьёз.

Несмотря на негативные отзывы, красивое и богатое оформление постановки вызывало у всех восторг. Оно одновременно напоминало роскошь 1920-х и суровую, безрадостную реальность с полотен Эда Руша. В то же время, по мнению критиков, постановке не хватило пикантности, эмоциональности и комических сцен. Это доказывает, что показать ярких персонажей, изобразить все тонкости их взаимоотношений на сцене намного сложнее, чем на экране.

«Поющие под дождём» в России

Отечественная версия«Поющих под дождём» открылась в московском театре «Россия» в 2015 году. Зрители встретили мюзикл очень тепло и отметили динамичность и яркость постановки. Главные роли исполняли Станислав Чунихин, Роман Аптекарь, Анастасия Стоцкая, Юлия Ива и другие звёзда жанра мюзикла в России. Кстати, Анастасию и Юлию сейчас можно увидеть в мюзикле «Ничего не бойся, я с тобой», который также был создан под руководством Дмитрия Богачева и идёт с головокружительным успехом на сцене Театра МДМ.

Стоит заметить, что все наряды для российских «Поющих под дождём» сшили специально на заказ в лондонских мастерских: артисты выходили в уникальных костюмах, которые были стилизованы под 30-е годы прошлого века. Множество из них представляли собой так называемые костюмы-трансформеры. Например, пальто главных героев скрывали под собой другие образы. Также для сцен с дождём была сшита одежда из специальной ткани, которая практически не впитывала воду, а значит, не утяжелялась.

«Поющие под дождём»

Зрители российской постановки отмечали, что мюзикл «Поющие под дождём» — очень тёплая история, подходящая для семейного просмотра. Также восторженные поклонники поражались тому, что персонажей на сцене могло быть так много, что рассмотреть наряды, грим и движения всех актёров было просто невозможно. Однако общая картина также восхищала, как и детали.

Заряд позитивом

«Поющие под дождём» — это не просто мюзикл, это символ эпохи, который оставил глубокий след в культуре и истории кинематографа. Благодаря ему многие актёры и режиссеры смогли раскрыть свой талант и создать настоящие шедевры. Он показал, что консервативный, рамочный мюзикл обладает огромным потенциалом. Ему есть куда развиваться. И хотя с тех пор прошло уже много времени, «Поющие под дождем» до сих пор остаются одним из самых любимых и популярных мюзиклов в мире. В него было вложено столько сил, юмора и оптимизма, что он и сегодня не выглядит устаревшими экспонатом. По словам участников и зрителей, за прошедшие годы мюзикл «Поющие под дождём» не только не утратил своей актуальности, но и стал ещё более интересным и востребованным.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*