НЕ НАДО ЛЯ-ЛЯ
«Ла-Ла Ленд»: история мюзикла в кино и на сцене

Всё только начинается

Новость от 7 февраля 2023 года всколыхнула интерес к американскому киномюзиклу «Ла-Ла Ленд» (La La Land) и в первую очередь обрадовала фанатов фильма, который всего за пару лет стал культовым. Создатели рекордсмена по числу номинаций на «Оскара» заявили о скорой сценической адаптации ленты: кино-Лос-Анджелес переезжает в Нью-Йорк! Что? Да! – Бродвей получит свой «Ла-Ла Ленд»! Как и полагается, в театральной версии будет меньше диалогов и больше песен: дополнительные номера сочиняет композитор первоисточника Джастин Гурвиц, а пьесу пишут Айяд Ахтар и Мэтью Декер. В качестве режиссёра заявлен Бартлет Шер, известный своими постановками классических мюзиклов – таких как «Король и я», «Моя прекрасная леди» и «Камелот».

Впрочем, утверждение, что служители Мельпомены прежде не обращались к материалу «Ла-Ла Ленда» не совсем верно: меньше чем через год после выхода мюзикла на экраны комики Джимми Фоули и Джордан Блэк выпустили спинофф-пародию под названием «Пока, Боулдер-Сити!» (So Long Boulder City) – в ней они высмеяли моноспектакль, который в «Ла-Ла Ленде» написала героиня Эммы Стоун Мия (кстати, Мия в шоу представлена как дрэг-артистка). Постановка полгода шла в офф-бродвейском театре SubCulture – так что можно сказать, у фильма уже есть своя сценическая история. И даже с мисс Стоун режиссёр киномюзикла Дэмьен Шазелл познакомился, увидев её на театральных подмостках. Но – обо всём по порядку.

ОТ ИДЕИ – К ПРОИЗВОДСТВУ: происхождение и концепция мюзикла

Мысль о создании музыкального фильма о поисках себя в Городе Ангелов сценаристу и режиссёру Дэмьену Шазеллу пришла в голову в 2010 году, и он сразу приступил к работе вместе со своим сокурсником, композитором Джастином Гурвицем. Однако продюсеры не хотели связываться с мюзиклом, у которого изначально не было сценической версии, а, значит, и не было хитовых мелодий, уже ушедших в народ. Для того, чтобы киномагнаты поверили в проект Шазелла, ему пришлось зарекомендовать себя как режиссёра и снять другой фильм – «Одержимость», что громко заявил о себе на фестивале авторского кино «Сандэнс» (Sundance Film Festival) и был одинаково восторженно принят и зрителями, и критиками. «Ла-Ла Ленду» наконец был дан зелёный свет, хотя и после запуска производство едва не заморозили: Дэмьен имел неосторожность определить будущую ленту как «джазовый мюзикл», подвид мюзикла, к которому не обращались со времен Золотого века мюзикла в Голливуде. Кстати, одна из идей сценариста и режиссёра родом как раз из тех допотопных времён – съёмка музыкальных номеров «Ла-Ла Ленда» без монтажных склеек, как было в картинах 1930-х годов с участием Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Забегая вперёд, скажем, что реализовать задумку Шазеллу в полной мере не удалось: в «Ла-Ла Ленде» съёмка одним кадром – всего лишь имитация, хотя и безупречная; чтобы её исполнить, музыкальные сцены снимались одновременно с нескольких камер. А ещё Шазелл отдал дань уважения мюзиклам Фабрики Грёз середины XX века: снял свой фильм в широкоэкранном формате.

La La Land постер

Источник: TV Insider

Смысловую нагрузку названия La La Land можно разделить на три пласта: это и Элэй (LA, сленговое название Лос-Анджелеса), и привычные для напевания слоги «ла-ла-ла», но главное, пожалуй, то, что наименование La La land отсылает к известному для англоязычной аудитории устоявшемуся словосочетанию, которое означает побег от реальности в мир фантазий.

Российский след: что вдохновило авторов «Ла-Ла Ленда»

Однако в первую очередь Шазелл, играющий на барабанах, черпал вдохновение, как ни странно, не в классических мюзиклах, а в немых (!) картинах 1920-х годов, которые было принято называть «городскими симфоническими фильмами» – таковыми были, например, обожаемые им «Манхэттен» (Manhatta, 1921) и «Человек с киноаппаратом» (1929) советского режиссёра Дзиги Вертова. Определение «симфонические» эти ленты получили не только из-за того, что их показы сопровождались живой музыкой в исполнении оркестра, но и потому, что мастера ещё юного кинематографа монтировали свои ленты особым образом, который можно сравнить с работой композитора над симфонией. Увлечение Дэмьена разделял и Джастин Гурвиц – вместе эти студенты Гарвардского университета в качестве диплома создали камерный мюзикл «Гай и Мэдлин на скамейке в парке». Для «Ла-Ла Ленда» соавторы усовершенствовали свою концепцию: они решили написать мюзикл по лекалам классических образцов этого вида сценического искусства, но каждый приём намеренно сделать с маленьким нарушением правил. Съёмочную же группу для вдохновения авторы обязали посмотреть не только «городские симфонические» и фильмы-мюзиклы из золотой коллекции («Цилиндр» (1935), «Время свинга» (1936), «Поющие под дождем» (1952), «Театральный фургон» (1953), «Шербурские зонтики» (1964) и «Девушки из Рошфора» (1967), но даже шедевр Федерико Феллини «8 с половиной» (1963). Последнему, кстати, посвящена сцена на автостраде, открывающая «Ла-Ла Ленд» – Traffic.

Командная игра: создатели мюзикла

Творческая группа «Ла-Ла Ленда» получилась как на подбор: взять хотя бы оператора Линуса Сандгрена – невероятно успешный в Швеции, именно за «Ла-Ла Ленд» он возьмёт своих «Оскара» и BAFTA. Или кастинг-директор Дебора Акила, которая начинала свою карьеру ещё легендарным «Побегом из Шоушенка» (1994). Не говоря уже про художника-постановщика Дэвида Васко – любимого соавтора Квентина Тарантино, работавшего с ним над «Криминальным чтивом», «Джеки Браун», «Убить Билла», «Бесславными ублюдками» и другими. А ещё в команду вошла четырежды номинантка на «Оскар», художница по костюмам Мэри Зофрис. И, конечно, невозможно не упомянуть хореографа Мэнди Мур – семикратную номинантку на премию «Эмми» (заветную статуэтку она получит уже после успеха «Ла-Ла Ленда» – в 2020 году за сериал «Необыкновенны плейлист Зои»); о значении и принципах её работы в киномюзикле – чуть ниже.

ОТЧАЯННЫЕ МЕЧТАТЕЛИ: сюжет и основные персонажи

Авторы «Ла-Ла Ленда» недаром посвятили свою работу безумцам, что осмеливаются мечтать (слоган фильма – Here's to the fools who dream). Ведь Лос-Анджелес с его Фабрикой Грёз является местом притяжения именно таких персонажей со всего мира, и побеждают в этой гонке за голливудской мечтой самые безумные, фанатичные и отважные из них. Именно такими являются и главные герои «Ла-Ла Ленда» – Мия Долан (Эмма Стоун) и Себастьян Уайдер (Райан Гослинг). Первая без устали прослушивается на кинокастингах, а между ними работает в кофейне, второй – не представляет себя без джаза, но вынужден зарабатывать фоновым музицированием в затрапезных заведениях. Они проходят свой путь от ненависти до любви, но между ними вырастет стена, едва каждый из них распробует успех на вкус. Остановимся на сюжете чуть подробнее, но просим быть осторожными тех, кто ещё не смотрел фильм – будут спойлеры.

По дороге в Город Звёзд: встреча главных героев

La La Land - кадр из фильма

Источник: Кинопоиск

Начинающая актриса Мия и джазовый пианист Себ знакомятся в автомобильной пробке, где между ними происходит небольшая перепалка. В следующий раз они увидятся уже в баре – Мия будет просто проходить мимо, но заслышав вдохновенную импровизацию на рояле, остановится. Исполнял её, конечно же, Себастьян, который нарушил уговор с владельцем заведения играть только популярные рождественские песенки. Хозяин немедленно увольняет строптивого музыканта, и тот, столкнувшись в дверях с Мией, в расстройстве отталкивает её. И только через несколько месяцев, когда герои оказываются на одной вечеринке, между ними пробегает искра. Начинается череда самых романтичных и красивых лирических сцен в фильме (да и во всей истории кино, пожалуй) – свидание в джаз-клубе, когда Мия и Себастьян делятся друг с другом самыми сокровенными мечтами, чувственный и трогательный номер под заглавную песню фильма City of Stars над сияющим огнями Лос-Анджелесом, поход в кино на знаменитого «Бунтаря без причины» с Джеймсом Дином… А фантастический танец-полёт в обсерватории!.. – как тут не вспомнить знаменитую сцену из мюзикла в Театре МДМ «Ничего не бойся, я с тобой» с троллейбусом, парящим под усыпанным звёздами питерским небом.

Выбор: препятствия на пути любви

Недопонимание между героями Гослинга и Стоун возникает, когда Себастьян наконец начинает делать первые шаги по лестнице успеха. Однако дело не в грядущей славе: Мия обвиняет Себа в том, что он предал свою мечту – ведь вместо любимого джаза он играет довольно простую музыку в инди-нео-соул-группе (уже звучит как насмешка). Сама девушка проваливается со своим спектаклем и решает вернуться к родителям в Боулдер-Сити – тот самый, который позже используют в названии своей театральной пародии по мотивам фильма упомянутые выше комики. Однако там её разыскивает Себастьян и уговаривает вернуться в Город Ангелов, чтобы пройти ещё один кастинг. Пробы проходят на высокой эмоциональной ноте, и теперь уже Себ уверен в предназначении Мии – он убеждает её не сдаваться и посвятить свою жизнь мечте. Герои признаются друг другу в любви, но делятся сомнениями, что смогут быть вместе.

Цена мечты: финальные аккорды

Мия действительно достигает больших высот в актерстве, однако – уже без Себастьяна. Тот тоже добился успеха: он открыл собственный джаз-клуб под названием, которое некогда придумала Мия – «У Себа». Однажды увидев среди посетителей своего бара Мию, Себастьян начинает играть «их» мелодию…

ЗВУКИ МУЗЫКИ: песни и танцы

La La Land - кадр из фильма

Источник: Кинопоиск

Как уже упоминалось, музыку к «Ла-Ла Ленду» написал американский композитор Джастин Гурвиц. Хотя он и раньше сочинял для кино (в частности, для первых работ Дэмьена Шазелла, в том числе, успешной «Одержимости), широкое признание – и своего первого «Оскара» – композитор получил именно за «Ла-Ла Ленд». Награда Американской киноакадемии была вручена Джастину за лучшую оригинальную песню к фильму (City of Stars). А вот тексты песен написали уже известные авторы – по крайней мере среди зрителей бродвейских спектаклей: творческий союз Бенджа Пасека и Джастина Пола, известный как «Пасек и Пол», работал в том числе над стихами песен для невероятно популярного мюзикла «Дорогой Эван Хансен» (2015). В «Ла-Ла Ленде» исключение составила только композиция Start a Fire, над которой композитор Гурвиц работал в соавторстве с музыкальным продюсером Мариусом Де Фризом и певцом Джоном Леджендом, обладателем всех главных мировых премий – «Оскара», «Тони», «Эмми», «Грэмми» и «Золотого Глобуса».

Мастера на все руки и… ноги: номера и роль хореографии

Известно, что Райан Гослинг в «Ла-Ла Ленде» не только сам поёт (как, впрочем, и Эмма Стоун; исполнение за актёров партий приглашёнными певцами уже не первый десяток лет в Голливуде считается неприемлемым), но и играет на фортепиано. Однако во время подготовки к съёмкам все композиции записал профессиональный пианист Рэнди Кербер – номинант на «Грэмми» и «Оскар», клавишник в записях саундтреков к «Титанику», «Играм разума», «Гарри Поттеру», «Форресту Гампу» и другим картинам. Изначально Гослинг брал уроки игры на фортепьяно только для того, чтобы убедительно смотреться в кадре. Однако актёр был настолько упорным, обучаясь по два часа в день в течении нескольких недель, что на съёмках все джазовые «импровизации» сумел сыграть сам (без нот, по памяти!) – без дублёра и специального наложения музыки.

Пока Гослинг стирал пальцы в кровь, разучивая непростые композиции, буквально за стенкой, в том же павильоне хореограф фильма Мэнди Мур «дрессировала» Эмму Стоун. Но на съёмках всё равно не обошлось без накладок. Например, для воплощения всех задумок режиссёра в танцевальной сцене с автомобилем Toyota понадобилось два дня и восемь дублей. И это не так много, учитывая, что съёмочной группе нужно было ловить так называемый «золотой час» – короткий промежуток времени, когда солнце заходит за горизонт (а фрагмент меж тем длится целых шесть минут!). Гослинг и Стоун постоянно допускали неточности в хореографическом рисунке, который создала Мэнди. В итоге часть помарок она им простила – как непрофессиональным танцорам. Одна из ошибок и вовсе стала находкой: когда Эмма, двигаясь спиной, наткнулась на скамейку, но не растерялась и продолжила работать. Кстати, Мэнди Мур признавалась, что в танцевальных номерах лично для неё были важны не столько точность исполнения придуманных ею танцев, сколько эмоции, и всю хореографию для фильма она сочиняла именно в расчете на это. Плюс «пасхалочки» для знатоков – вот и рецепт успеха! К примеру, в одном из эпизодов в танце Гослинга можно разглядеть знаменитые движения Джина Келли из киномюзикла 1952 года «Поющие под дождём»: подскажем, это происходит на 33-й минуте фильма.

По всем канонам Золотого века Голливуда: актёрский состав

La La Land - кадр из фильма

Источник: Кинопоиск

Оценивая работу Райана Гослинга и Эммы Стоун в паре, в одном из интервью режиссёр Шазелл сказал, что только их в современном кинематографе можно представить как классическую голливудскую пару вроде Астера и Роджерс. Но, сдаётся нам, так он мог сказать и про Эмму Уотсон и Майлза Теллера, которые изначально должны были сыграть Мию и Себастьяна. Первая отказалась от роли в «Ла-Ла Ленде» в пользу другого фильма-мюзикла – диснеевского «Красавицы и Чудовища», второго отмели продюсеры после разгромленного критиками перезапуска франшизы «Фантастическая четвёрка» с его участием. Не помогло Теллеру и то, что с Шазеллом он уже работал, и весьма успешно – снялся в его «Одержимости». А вот Гослинг, напротив, непонятный «Ла-Ла Ленд» предпочёл многообещающему моушен-ремейку той же «Красавицы и Чудовища».

Что касается Эммы Стоун, Дэмьен Шазелл приметил её на Бродвее в 2014 году, где актриса ежевечерне выходила на сцену в образе певички Салли Боулз в ревайвле легендарного мюзикла Кандера и Эбба «Кабаре». Стоун, к слову, является фанаткой бродвейских постановок с самого детства: когда Эмме было всего восемь, родители отвели её на «Отверженных», после чего девочка стала просто грезить музыкальным театром. Впрочем, и сейчас – уже успешная и популярная – артистка Эмма Стоун, нет-нет, да я скажет, что её настоящей мечтой было и остаётся именно пение. Интересно, что в одном из эпизодов «Ла-Ла Ленда» Шазелл использовал реальную историю из биографии Эммы: как-то во время её прослушивания в очередной голливудский фильм вдруг зазвонил телефон кастинг-директора, и тот начал разговаривать – прямо во время выступления бедняжки Стоун!

Роли второго плана в «Ла-Ла Ленде» сыграли актёры, которые сегодня также по праву составляют голливудский генофонд избранных – Джей Кей Симмонс, Соноя Мидзуно, Джессика Рот, Кэлли Эрнандес, Финн Уиттрок, Розмари Деуитт, Джейсон Фукс. Уже упомянутый как соавтор песни Start a Fire Джон Ледженд воплотил образ приятеля Себастьяна и солиста группы The Messengers – той самой, ради которой Себ на время отказался от своей мечты о джазе. Не можем не отметить, что и Ледженд имеет отношение к игровой версии мультфильма «Красавица и Чудовище» – на финальных титрах киносказки заглавная песня Beauty and the Beast звучит именно в его исполнении в дуэте с Арианой Гранде.

ИДЁМ НА РЕКОРД: успех и награды

La La Land - награды

Источник: La Croix

Восхождение к успеху планетарного масштаба «Ла-Ла Ленд» начал с Венецианского фестиваля, где 31 августа 2016 года состоялась его мировая премьера. Широкий прокат в США стартовал только 25 декабря – до этого момента картина была представлена на десятке кинофорумов, и везде была встречена продолжительными овациями зрителей и благосклонными рецензиями критиков. Профессионалы кинематографа наперебой нахваливали сценарий, режиссуру, музыку и, конечно, игру Гослинга и Стоун. Отмечали также и их «химию». В целом же фильму отвели главную роль в деле возрождения интереса зрителей к мюзиклам. «Картина Дэмьена Шазелла вдыхает новую жизнь в давно ушедший жанр», – наперебой восхищались издания, называя «Ла-Ла Ленд» «горячим чудом», «самым серьезным развлечением года», «произведением возвышенного искусства и трогательной достоверности» и так далее, и тому подобное.

Из 14 номинаций на «Оскар» (повторение рекордов «Титаника» и «Всё о Еве»!) «Ла-Ла Ленд» выиграл в шести, получив приз за режиссуру, женскую роль, операторскую работу, музыку к фильму, оригинальную песню к фильму и работу художника-постановщика. Но и при такой щедрости киноакадемиков фильм сумел отличиться и в другом разрезе: историческим стал момент 89-й церемонии, когда актриса Фэй Данауэй случайно объявила «Ла-Ла Ленд» победителем в номинации «Лучший фильм». Целых две минуты группа мюзикла слушала аплодисменты в свою честь и даже успела сказать пару благодарственных слов, пока организаторы не исправили ошибку – лучшей в 2017 году была признана драма «Лунный свет». Но стоило ли расстраиваться создателям «Ла-Ла Ленда» из-за такой оплошности? После семи наград «Золотой Глобус»? И пяти премий BAFTA? А теперь и шести «Оскаров»?

«Земля Ля-Ля» ;) ?! Вместо заключения

Сегодня, спустя всего шесть с половиной лет с момента мировой премьеры, можно с уверенностью причислить «Ла-Ла Ленд» к классике мирового кинематографа. Роль фильма в возрождении киномюзикла бесценна – он не только стряхнул с него пыль, но и открыл нам множество замечательных имён, способных блестяще работать в этом направлении – и авторов, и исполнителей. Пока поклонники картины с нетерпением ждут сценического воплощения «Ла-Ла Ленда» на Бродвее, мы уже представляем себе каст из звёзд российского мюзикла. А что? Мечтать не вредно! Скажем, Мию могла бы сыграть Юлия Ива (Кристина в мюзикле на песни группы «Секрет» «Ничего не бойся, я с тобой»). А кто мог бы стать Себастьяном?.. Давайте подумаем вместе!

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*