Зарождение мюзикла: от первых упоминаний до формирования жанра

Мюзикл — это особый многоликий сценический жанр, в котором неразрывно сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Такой микс средств выразительности в одном шоу (то есть спектакле или фильме) дарит яркие эмоции, трепет, волнение и вдохновение. Это и делает мюзикл одним из наиболее сложных и своеобразных театральных жанров. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» — это сокращение от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму.


Долгое время его не признавали как отдельный вид музыкального спектакля. Часто сравнивали с опереттой из-за схожих элементов, а также считали развлекательным и легкомысленным жанром. Однако на протяжении всей своей истории он формировал особенности, которые отличают его от других жанров музыкального театра. И теперь мюзикл — это искусство, которое восхищает огромное количество людей.

Особенности жанра мюзикла

Мюзикл произошёл из комической оперы, оперетты, водевиля и бурлеска, а также шоу менестрелей и музыкальной комедии. Он стал следствием развития этих развлекательных жанров, а точнее нарушений сложившихся традиций и канонов. Мюзикл расширил границы выразительных средств и сценической эффектности.

Развивая театральные традиции и разрабатывая новые решения, жанр мюзикл становится стилистически раскованнее и разнообразнее, чем его предшественники. В нём нашли место многие приемы симфо-джаза, а также более современные направления модернизма, требующие острых, эпатирующих красок и электроакустической аппаратуры.

В мюзикле переплетаются диалоги, песни и элементы шоу, важную роль играют хореография и музыкальное сопровождение. Танцевальные номера мюзикла сильно отличаются от салонных танцев оперетты. Для мюзикла хореография — это не только развлекательное шоу, танец становится способом выразить эмоции персонажа, а также создать должную шумную атмосферу карнавала, бала или большого города. Этому жанру свойственна острая драматическая коллизия, бо́льшая динамичность действия, разнообразие песенных музыкальных форм.

Мюзиклы часто основаны на литературных произведениях («Отверженные», «Призрак Оперы» и др.), киносценариях («Привидение», «Бал вампиров» и др.) и пьесах («Ромео и Джульетта»). Однако создаются и оригинальные сюжеты. Например, такой был придуман для известного мюзикла Mamma Mia!.

Зарождение мюзикла

Прототипы мюзикла в древности и средневековье

Невозможно представить наш мир без театра. Этот вид искусства синтезирует в себе все творческие аспекты: музыку, живопись, выразительные средства литературы и пластику человека, щедро подаренную ему природой. Театр на протяжении своей многовековой истории развивал эстетический вкус зрителей, доносил мрачные и сложные темы, учил и вдохновлял людей.

Зародился театр в Древней Греции и с того момента стал играть важную роль в жизни общества. Трагедии Софокла и комедии Аристофана были первыми произведениями в мире, поставленными на сцене. В Средневековье театральным деятелям было очень тяжело, так как классические постановки на сцене стали считаться слишком мирскими и греховным. Однако в эпоху Возрождение театр снова ожил. И до конца XIX века его развитие шло cо сменой эстетических направлений: классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм, реализм. Появились и новые театральные жанры: оперетта, водевиль. Во второй половине XIX века в США появились первые постановки, похожие на мюзиклы. Прототипами этого жанра можно считать различные формы театрального искусства древности:

  • Греческие трагедии и комедии. В Древней Греции театральные представления были частью больших религиозных праздников и включали в себя как трагические, так и комические элементы. Актёры играли на сцене, а зрители сидели на каменных ступенях вокруг. Песни и танцы также были важной частью представлений.
  • Римские ателланы также включали танцевальные постановки и пение, а актёры использовали маски и костюмы для создания ярких и забавных образов.
  • Средневековые миракли и моралите. Во Франции и Англии в средние века были популярны истории о чудесах и аллегорические пьесы, которые часто включали музыкальное сопровождение и хоровое пение.
  • Ауто Сакраменталь — это жанр испанского средневекового театра, который походил на выставку разных творческих постановок, посвящённых разным религиозным праздникам. Часто на таком уличном торжестве можно было встретить музыкантов и певцов.
  • Комедия дель а́рте. В Италии в эпоху Возрождения из карнавальных празднеств родился театр масок. Это было своего рода продолжение импровизационного площадного представления, а точнее римской ателланы. Эстетика карнавала, музыкальные номера, яркие костюмы сильно повлияли на современный театр, особенно на жанр мюзикл.
Michelangelo Cerquozzi. The Rehearsal or A Scene from the Commedia dell_Arte

Источник: hse.ru

Зарождение мюзикла как жанра

Предшественниками мюзикла можно считать множество легких жанров, в которых смешались театральные формы (драматические интерлюдии) и описательность (карнавальная атмосфера). Таким своего рода праотцами стали водевиль, бурлеск и джаз.

Как самостоятельное театральное направление, мюзикл зародился в конце XIX века в США. Первые примеры в этом жанре были комическими представлениями, сочетавшими в себе песни, танцы, диалоги и другие элементы сценического искусства. Многие театральные критики первым в мире мюзиклом считают экстраваганцу The Black Crook(1866), а другие возвращаются ещё дальше в прошлое и начинают отсчёт с «Волшебной флейты» Моцарта (1791). Безусловными предтечами мюзикла можно считать «Оперу Нищих» Джона Гея (1787) или комические оперы Гилберта и Салливана (вторая половина XIX века). Первым настоящим американским мюзиклом считается «Плавучий театр» (Show Boat) композитора Джерома Керна и либреттиста Оскара Хаммерстайна (1927). В нем впервые произошло полное объединение песен, юмора и постановочных номеров в единое и неразрывное художественное целое.

Фильм «Плавучий театр»

Источник: afisha.ru

Также некоторые исследователи считают, что мюзикл стал развиваться вследствие популяризации джаза в 20-е годы, который захватил все развлекательные шоу, театральные постановки и кинематограф. Из народной афроамериканской музыки этот жанр превратился в искусство, которое рассказывает о философии американского бытия. Такой подтекст и глубина джаза изменили и драматический жанр спектаклей. Объединив в себе все ранее разрозненные стили и направления, джаз породил свободный многоликий сценический жанр — мюзикл.

Развитие жанра мюзикла

С приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Коула Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. В этот момент этот жанр начинает развиваться ещё активней. Усложняется либретто, в ритмах отчётливо слышны нотки джаза и рэгтайма, в песнях появляются типичные американские обороты. В этот же момент мюзикл сильно влияет на кинематограф. И с приходом звука, в 30-е годы прошлого столетия, появляется первый звуковой фильм — музыкальная картина «Певец джаза» (1929).

Вот важные периоды развития мюзикла как театрального направления:

  • Зарождение жанра — конец XIX—начало XX века. Первые мюзиклы появились в США и были похожи на водевиль или бурлеск, где комедийные и музыкальные жанры были объединены достаточно слабым проработанным сюжетом. В этот период наиболее популярными были такие жанры, как музыкальная комедия и водевиль.
  • Развитие жанра происходит в 1920-х годах. Мюзиклы того времени — это в основном музыкальные комедии с модными джазовыми композициями. Однако музыкальная драма «Плавучий театр» стала исключением из-за интересного и серьёзного либретто. Её премьера на Бродвее стала важным событием в истории американского музыкального театра, своего рода «радикальным сдвигом», так как эта драма сочетала в себе зрелищность и важные социальные проблемы.
  • Золотой век Бродвея (1940—1960-е годы). В этот период мюзиклы достигают пика популярности благодаря таким произведениям, как «Оклахома!», «Король и я», «Вестсайдская история», «Кабаре», «Скрипач на крыше» и «Звуки музыки».
  • Дальнейшее развитие (1970—1990-е годы). В этот период мюзиклы становятся более доступными для широкой аудитории, особенно благодаря телевизионным версиям и постановкам вне Бродвея. Количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых представлений становятся более роскошными и сложными. Появляются знаменитые и всеми любимые мюзиклы — «Кошки», «Призрак Оперы» и «Отверженные».
Зарождение мюзикла

Мюзикл в России

Сейчас мюзикл в России стал популярным жанром и идет не только в музыкальных, но и в драматических театрах. Однако так было не всегда. Долгое время по ряду причин он считался несовместимым с нашей культурой, ему приходилось скрываться под маской музыкального фильма, спектакля или рок-оперы. А теперь, наконец, мы осознали, что мюзикл уже давно стал королём мировой театральной сцены и не стоит закрывать на это глаза.

Одни из первых отечественных мюзиклов начали появляться в конце 1990-х годов. Это произошло на волне интереса к британской рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда», которое наряду с «Нотр-Дам де Пари» оказало колоссальное влияние на российский музыкальный театр. Для привлечения внимания к этому жанру вначале русские постановщики адаптировали зарубежные мюзиклы. В 1999 году Московская оперетта перенесла на русскую сцену вариант польского мюзикла «Метро», который и стал первым воплощением бродвейского жанра мюзикл в России. Но со временем появились и оригинальные произведения. Одними из важных и знаменитых стали «Норд-Ост», «12 стульев», «Ничего не бойся, я с тобой», продюсером которых стал Дмитрий Богачёв.

«Ничего не бойся, я с тобой»

Популярность мюзикла в XXI веке

За всё время существования жанр мюзикл собрал вокруг себя огромное количество фанатов. На героев различных постановок делают косплеи и в их образах приходят на разные тематические фестивали. Музыка из знаменитых шоу становится классикой и её часто играют на концертах в отрыве от сценического представления. Экраны кинотеатров заполонили кино-мюзиклы: «Ла-ла Ленд», «Величайший шоумен», «Аннет» и различные диснеевские картины.

Всё дело в том, что мюзиклу можно всё. Он способен притвориться лёгкой комедией с подтанцовками или неожиданно предстать в облике романтической трагедии. Может играть по правилам рок-оперы или существовать в классических традициях. Постановки в таком жанре могут рассказывать о личной жизни двух-трёх дней или развернуть на сцене эпическое историческое действо. Также у такого шоу есть возможность ограничиться десятком музыкальных номеров или вообще отказаться от разговорных сцен.

Такая свобода выбора художественных средств и тематики, разумеется, породила очень разнообразные спектакли. Сейчас к мюзиклу относят и рок-оперы, и зонг-оперу, и поп-оперу (в общем, все «оперы» с приставками), и современные музыкальные комедии.

Многоликий жанр

Мюзикл вмещает в себя микс различных театральных направлений, поэтому может быть интересен многим. В таком жанре создают и детскую анимацию, и философские постановки, и авторское кино. Кроме того, мюзикл любят за атмосферу праздника, яркие костюмы и декорации, за нереалистичность, лёгкость, захватывающие и весёлые представления, а также за популярные песни перепетые профессиональными певцами.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*