Вся жизнь – театр: театральные жанры, их виды и особенности

Театр – один из самых популярных видов развлечений и вариантов проведения досуга. Сценическое искусство существует множество веков и предлагает зрителям разнообразие форм выражения. Театральные жанры отличаются своими уникальными особенностями: стилем, целями и способами передачи идей и эмоций. Чтобы не запутаться во всём этом многообразии, предлагаем вам вместе с нами рассмотреть некоторые из наиболее интересных и распространённых театральных жанров.

История возникновения театральных жанров

История возникновения театра и, следовательно, театральных жанров корнями уходит в Древнюю Грецию: короткие костюмированные сценки показывали публике по большим религиозным праздникам. Из таких полуобрядовых представлений родились первые комедии и трагедии. Примерно в это же время театральное искусство начинает формироваться и в Риме – тоже в тесной связи с религиозным культом, – давая толчок к появлению различных поджанров, в основном сатирических. Религия оказала большое влияние и на средневековый театр: церковь использовала религиозные драмы в качестве одного из самых действенных инструментов духовного просвещения. Позднее, с развитием искусства и культуры, театр приобрёл более светский характер. Появились водевиль, оперетта, опера и балет, а сюжеты драматических спектаклей стали строиться вокруг личного, а не божественного.

Основные театральные жанры

Николай Васильевич Гоголь охарактеризовал театр как кафедру, с которой можно много сказать миру добра. Театральное искусство действительно способно дарить свет, образовывать, открывать новые грани человеческого таланта. И делает оно это с помощью самых разнообразных форм и жанров: комедии, трагедии, драмы, оперы… Но обо всём по порядку.

Драма

Драма

«Франкенштейн», Королевский национальный театр

Источник: playbill.com

Драма в театре представляет собой жанр сценического искусства, который обычно характеризуется наличием серьёзных эмоциональных конфликтов и напряжённым сюжетом. Основное внимание уделяется развитию характеров персонажей, их взаимодействию друг с другом и с обществом. Драматические спектакли, затрагивая самые разные темы, обычно предлагают глубокое осмысление человеческой природы, моральных дилемм и социальных проблем.

Моралите

Особым видом драматического искусства является моралите. Этот поджанр возник в средневековой Западной Европе и просуществовал около двух столетий. Главная цель моралите – обучение христианской морали через призму театра. Спектакли этого жанра представляли собой аллегории и включали таких персонажей, как Надежда, Грех, Смерть, Дружба и другие добродетели и пороки, которые вступали в борьбу за душу человека. Особенностью жанра моралите являлось сценическое воплощение определённых идей и концепций, а не конкретных людей.

Монодрама

Монодрама как вид драматического театра представляет собой спектакль-монолог с одним исполнителем. В простонародье, говоря о монодраме, очень часто используют выражение «театр одного актёра», которое как нельзя точно отражает смысл этого сценического жанра. Нередки случаи, когда исполнитель в течение спектакля играет сразу нескольких персонажей, что позволяет в полной мере продемонстрировать актёрский талант.

Мелодрама

Мелодрама – один из самых распространённых жанров театрального драматического искусства. Сюжет строится вокруг запутанной интриги, роковых страстей, которые определяют действия персонажей: зачастую герои ставятся перед серьёзным выбором между добром и злом. Цель мелодрамы – вызвать сильный эмоциональный отклик у зрителей, поэтому в мелодраматических спектаклях большую роль играет внутренний конфликт. Кроме того, в этом жанре театра зачастую делается сильный акцент на сентиментальных чувствах и любовной сюжетной линии.

Комедия

Комедия

«Комедия о том, как банк грабили», Театр МДМ

Комедия – особый театральный жанр, представляющий собой лёгкую и комичную форму искусства. Однако стоит понимать, что несмотря на шутливость, именно комедийные постановки чаще всего являются основным источником нравственного образования. В комедиях, как правило, с помощью сатиры обнажаются и высмеиваются пороки отдельно взятых людей и всего общества в целом. «Учитесь, смеясь» – вот как можно охарактеризовать комедийный театр.

Особая любовь людей к юмору обусловила наличие большого количества различных форм комедийного театра. Про некоторые – оказавшие наиболее сильное влияние на современное театральное искусство – мы расскажем подробнее.

Мим

Мим – сатирический театральный жанр, который был очень популярен среди низших слоёв публики в Древней Греции и в Риме. Изначально выступления включали в себя всевозможные акробатические номера, фокусы, лёгкие песенки с незамысловатыми куплетами и танцы. Чуть позже мимы получили более чёткую форму театральных постановок, в которых зачастую высмеивалось высшее общество, что сделало театр местом социально-политической сатиры. Мим – как форма сценического искусства – послужил основой для развития многих других комедийных жанров.

Комедия дель арте

Прямым потомком мимов называют итальянскую уличную комедию дель арте (комедию масок). Особенностью таких спектаклей являлось отсутствие строго прописанных диалогов: актёры знали общую линию сюжета, а наполняли его с помощью импровизации. Кроме того, все актёры носили маски, которые полностью скрывали их лица, поэтому обязательным было использование ломаных, гротескных жестов. Неудивительно, что этот жанр появился именно в Италии: все мы знаем о любви итальянцев к жестикуляции!

Буффонада

Ещё одним направлением театрального искусства, которое родилось из мимов, является буффонада – с итальянского «шутовство или паясничество». Ей присуща преувеличенно комическая актёрская игра, громкость и быстрая динамика повествования. Как и большинство комедийных жанров в театре, буффонада используется для сатирического представления различных жизненных ситуаций. Элементы буффонады можно встретить не только в театре, но также в кино и мультфильмах. Легендарный советский «Ну, погоди!» – яркий пример.

Фарс

Одним из самых популярных жанров комедийного театра считается фарс, получивший большое распространение в средневековой Европе. Фарс был типичным «представителем» так называемого народного театра, то есть театра, который непосредственно связан с устным народным творчеством. Именно поэтому главные герои – обычные люди, горожане, а в основе сюжета – бытовые ситуации. Для фарсов характерны абстрактность образов и злободневный, немного грубоватый юмор. Этот театральный жанр получил такое широкое распространение, что само слово «фарс» стало использоваться в повседневной жизни для обозначения глупой, циничной выходки.

Пародия

Пародия – жанр театрального искусства, суть которого заключается в сатирической имитации характерных черт, стиля или других особенностей какого-либо произведения или его автора, а также отдельных личностей. Вариантов масса, но главное правило – узнаваемость первоисточника. Для пародий, как и для других видов комедий, характерно чрезмерное преувеличение и переигрывание для отражения контраста между театром и реальностью.

Водевиль

Водевиль зародился во Франции в 16-17 веках. Изначально водевилем называли городские простонародные песни сатирического содержания, которые позже переросли в небольшие сценические постановки. Сейчас водевилем называют музыкальный театральный жанр с анекдотичным сюжетом. Одна из особенностей – яркие и карикатурные персонажи, которые являются источником комических ситуаций. Как правило, в водевилях обыгрывают различные социальные темы, критикуются общественные нравы. В общем, если вы хотите посмотреть что-то лёгкое и злободневное – этот жанр подходит как нельзя лучше!

Трагедия

Трагедия

«Ромео и Джульетта», Королевский национальный театр

Источник: The Stage

Итак, с комедийными жанрами мы ознакомились. А что делать, если в театр хочется, но душа требует чего-то более глубокого и эмоционального? Ответ прост: идти на трагедию. Трагедия – один из основных видов театрального искусства. Действие спектаклей этого жанра разворачивается вокруг противоречий, острых, непримиримых внутриличностных или межличностных конфликтов, сильных переживаний, которые приводят к трагичным последствиям. Типичная концовка – смерть главных героев или близких им людей. Трагедии заставляют зрителей задуматься о философских вопросах, этических дилеммах, превратностях судьбы и ценности жизни. Пожалуй, самым известным автором трагедий является Уильям Шекспир. Его пьесы «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», «Макбет» и другие считаются эталоном трагического жанра и в течение многих веков ставятся в театрах по всему миру.

Балет

Балет – вид сценического искусства, повествование в котором ведётся с помощью музыкально-хореографических образов. Основой являются пластика артистов и их мимика: танец позволяет передавать чувства и эмоции через движение тела, что создаёт сильное визуальное впечатление. Для балета характерен строгий хореографический рисунок, базисом для которого служит набор определённых танцевальных элементов: фуэте, гранд батман, па де бурре и множество других красивых французских слов. Большую роль в балете также играет музыка: она задаёт атмосферу и темп развития сюжета, помогает артистам прочувствовать своих персонажей, а зрителям – полностью погрузиться в происходящее на сцене.

Опера

Опера

«Борис Годунов», Большой театр

Источник: Большой театр

Опера – театральный жанр, содержание в котором передаётся посредством музыкальной драматургии. Зародившись в Италии более 400 лет назад во время эпохи Ренессанса, опера распространилась по всему миру и сейчас является одним из самых уважаемых и популярных видов сценического искусства. Сюжетную канву в опере выстраивают сольные арии персонажей, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, номера для хорового ансамбля. Поразить опера может не только вокальной и оркестровой музыкой, но и масштабными декорациями и красочными костюмами. Советуем полистать фотографии оперных постановок Большого Театра, Парижской оперы, Венской государственной оперы… Гарантируем, размах вас поразит!

Что нового: современные театральные жанры

Мир не стоит на месте – театр тоже. Он постоянно развивается, приобретает новые формы, способы общения со зрителем. Классические театральные жанры смешиваются, переплетаются и дают толчок для появления современных видов сценического искусства.

Мюзикл

Мюзикл, соединивший в себе вокальное, хореографическое и драматургическое искусства, по праву считается одним из самых популярных жанров современного театра. Необходимо понимать, что мюзикл – синтетический жанр, ни один из его элементов не является доминирующим: именно из грамотно выстроенного взаимодействия различных жанров рождаются легендарные музыкальные постановки.

Неотъемлемой частью повествования являются музыка и песни. Они используются для раскрытия характеров персонажей, их мыслей, эмоций и мотивов. Танец – ещё одна важная составляющая мюзиклов: тщательно продуманная хореография придаёт музыкальным постановкам более объёмную и законченную форму и задаёт необходимое настроение.

В отличие от оперы и балета мюзикл более гибкий в выборе музыкальных стилей. Его музыкальная составляющая может включать в себя рок, рэп, поп, джаз, а хореографическая – элементы бальных танцев, хип-хопа, буги-вуги, контемпорари и многих других танцевальных стилей. Основной принцип – гармоничность и уместность использования.

Стоит отметить, что артисты мюзиклов должны обладать не только отличными вокальными данными и хорошей пластикой. Дело в том, что музыкальный театр охватывает широкий спектр тем. Это может быть что угодно: от беззаботных комедий до драматичных трагедий, от исторических эпопей до современных сказок, экранизаций книг, фильмов или оригинальных произведений. Такое разнообразие требует от артистов высокого уровня профессионализма с точки зрения актёрской игры.

Эволюция мюзикла

Эволюция мюзикла

«Ничего не бойся, я с тобой», Театр МДМ

Мюзикл сформировался как синтез разных развлекательных жанров, популярных у широкого американского и британского зрителя в 19 веке, и к сороковым годам 20-го века обрёл ярко выраженную самодостаточность.

Поворотным в истории современного мюзикла считается мюзикл «Оклахома!» композитора Ричарда Роджерса и либреттиста Оскара Хаммерстайна. В 1943 году бродвейская постановка «Оклахомы!» стала новым словом в музыкальном театре.

Прежде мюзиклы представляли собой романтические комедии, в которых песни и танцы не всегда были тесно связаны с сюжетом, а скорее являлись поводом продемонстрировать талант звезды постановки или поразить зрителя эффектной хореографией. В «Оклахоме!» они стали важными элементами повествования и драматургии. С этого произведения началась Золотая эра мюзикла – период, продолжавшийся больше двух десятилетий, когда мюзикл занимал центральное место в американской поп-культуре, оказав большое влияние на телевидение и музыкальную индустрию.

Развитие и популяризация мюзиклов привела, во-первых, к распространению этого жанра в других странах, а во-вторых, к его дальнейшей коммерциализации. Большой вклад в превращение мюзикла в коммерчески успешное предприятие внёс английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, известный по таким легендарным мюзиклам, как «Кошки», «Призрак Оперы», «Иисус Христос – суперзвезда». После 70-х годов 20 века мюзиклы один за другим ставили рекорды по посещаемости и кассовым сборам, а аудиоальбомы с песнями разлетались с невероятной скоростью и получали престижные музыкальные награды.

Похвастаться успехом мюзикловой индустрии может не только Америка. Да, Бродвей действительно считается цитаделью музыкального театра, однако не отстаёт (а иногда даже обгоняет) и Великобритания с её Вест-Эндом: многие знаковые мюзиклы были поставлены именно там. Французский «Нотр-Дам де Пари» тоже получил мировую известность и даже ездил с гастролями в Нью-Йорк. Нельзя не упомянуть и российскую индустрию мюзикла, тем более, что недавно одна из постановок установила национальный театральный рекорд: мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», который с декабря 2022 года ежедневно идёт в Театре МДМ с неизменными аншлагами, так полюбился зрителям, что кассовый успех этой постановки можно сравнить со сборами голливудских фильмов и многих бродвейских мюзиклов!

Экспериментальный театр

Театр – это, в первую очередь, творчество, которое для многих ассоциируется со свободой. Именно поэтому в последнее время очень популярными стали экспериментальные театральные постановки, полностью отходящие от канонов привычного театра и являющиеся мощным инструментом самовыражения. Такие спектакли очень часто могут быть трудными для восприятия, эпатажными, во многом шокирующими. Вопрос: «Что хотел сказать автор?» – практически неотъемлемый атрибут экспериментального театра, однако смешение жанров, стилей, подходов к театральному искусству позволяет создавать по-настоящему уникальные и завораживающие постановки. Кстати, многие театры специально переориентируют свой репертуар на спектакли-эксперименты, чтобы позволить молодым и амбициозным режиссёрам вписать свои имена в историю развития театрального искусства.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*