Лучшие советские фильмы-мюзиклы

Музыкальные фильмы всегда занимали особее место в сердцах людей, так как песни и танцы погружают в волшебный фееричный мир эмоций и сказки. Советские мюзиклы начали появляться сразу же после появления звукового кино. Первым режиссёром, освоившим этот жанр, стал Григорий Александров. Он четыре года ездил по европейским и американским киностудиям, на которых эпоха мюзиклов началась ещё в 20-х. Именно эти путешествия и опыт Александрова помогли ему снять по возвращении в СССР, фильм «Весёлые ребята». В этой статье мы вспомним самые яркие и важные советские музыкальные кинокартины, которые отражали дух времени и помогали людям в трудные времена.

«Весёлые ребята»

Это первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР, которая впоследствии стала классикой советского кинематографа.

Сюжет строится на излюбленной комедиографами теме путаницы и любовного треугольника. Центральными персонажами становятся девушка Елена из богатой семьи, пастух Костя Потехин и домработница Анюта. Талантливого музыканта и певца Костю по ошибке принимают за знаменитого дирижёра и приглашают на вечер в пансионат, где отдыхает семья Елены. Открывшийся обман и вся эта ситуация ярко отображает проблему социального неравенства. Никого в пансионате не интересует бедный пастух с прекрасным голосом кроме такой же талантливой домработницы Анюты. Но история на этом не заканчивается, а в лучших традициях фильмов Чаплина помещает главного героя в ещё более забавные ситуации с псевдо-выступлением, погоней и настоящими гастролями.

В этом фильме Григория Александрова дебютировала его жена Любовь Орлова, которая сыграла роль Анюты, а её экранным партнёром стал знаменитый певец Леонид Утёсов. Именно они исполнили «Марш весёлых ребят», «Сердце» и другие песни композитора Исаака Дунаевского, которые практически сразу превратились в хиты.

Цирк

Вторая не менее важная картина Григория Александрова, которую он снял в 1936 году, также посвящена таланту и искусству, но помимо этого затрагивает темы предательства, шантажа, соперничества и дружбы.

В центре сюжета цирковая артистка Марион Диксон, которая приезжает на гастроли в СССР со американским аттракционом «Полёт на Луну». У советского зрителя Марион пользуется огромным успехом, но всё же она сталкивается с множеством трудностей и испытаний, которые создаёт для неё немец Франц фон Кнейшиц, автор циркового номера. Однако благодаря своей доброте, трудолюбию и упорству, Марион находит работу в цирке, добивается успеха и обретает новых друзей.

«Цирк» также отличается яркими и запоминающимися музыкальными номерами, многие из которых стали настоящими хитами. Например, песня «Широка страна моя родная» превратилась в своего рода гимн для людей того времени, звучащим как марш во время демонстраций и парадов.

Источник: 1tv.ru

Весна

Это третий в нашем списке музыкальный фильм Александрова с Любовью Орловой. Режиссёр использовал традиционный для комедии сюжет о людях, которые похожи друг на друга и меняются ролями, добавив элементы советской действительности.

Центральными героинями становятся ученая Ирина Никитина и актриса Вера Шатрова, которые похожи друг на друга, словно близнецы. Однажды Вера получает свою первую роль в кино. Она должна достоверно сыграть профессора института Ирину Никитину. Но проблема в том, что она играет главную роль в оперетте, что может помешать работе в фильме. Перед Верой встаёт выбор— бежать на репетицию в театре или на съёмки киноленты, которые назначены на то же время. Выход из трудной ситуации находит ассистент режиссёра — нужно уговорить саму Ирину Никитину заменить Веру на киностудии.

Фильм «Весна» – это не просто комедия, но и глубокий анализ общества того времени, его ценностей и отношений между людьми. Героиня Любовь Орлова в роли ученой символизирует стремление к знаниям, становясь образом разума, рационализма и сдержанности, в то время как роль актрисы отражает эмоциональность, лёгкость и свободу. Также важным достоянием ленты стали композиции Исаака Дунаевского, среди которых — заглавная «Весна идёт».

Кубанские казаки

Идея создания картины, в основе сюжета которой лежала бы сельская ярмарка, пришла к советскому режиссёру Ивану Пырьеву после работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». Он решил добавить в комедию актуальную для тех лет тему социалистического соревнования, а также бессмертный шекспировский сюжет про влюблённых из враждующих семей.

«Кубанские казаки» состоят из двух сюжетных линий. Первая повествует о соперничестве Галины Пересветовой и Гордея Ворона, которые руководят двумя процветающими колхозами. А вторая, переплетаясь с первой, повествует о любви «лихого казака» Николая и молодой вдовы Даши, представителями разных колхозов. Их отношения создают ещё больший конфликт, так как руководители в их общении видят хитрый план конкурентов.

Всё это он дополнил энергичными композициями, которые стали хитами на все времена, особенно песня «Каким ты был…» Дунаевского. Название для фильма, который вышел в 1949 году, придумал сам Сталин.

Мистер Икс

Этот фильм был снят в 1958 году театральным режиссёром Юлием Хмельницким по мотивам оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». В отличие от оригинала, где действие происходило в дореволюционном Петербурге, в фильме место действия перенесено в Париж, а персонажи получили французские имена.

У авторов получилось создать великолепный сценарий и остроумных персонажей, которые стали кумирами огромного количества людей. Мало кто может забыть такие фразы, как «Помилуйте, только что бегала!» или «Ну, что выросло, то выросло».

Главными темами фильма становятся любовь и светские интриги. В центре сюжета — акробат мистер Икс, который покоряет зрительниц цирка своей таинственностью и артистизмом. Загадка личности артиста сильно волнует молодую вдову Теодору Вердье, которая уже несколько раз отвергает ухаживания знатного Барона. Такая холодность злит Барона и он решает отомстить ей, разоблачив мистера Икс. Параллельно этой линии развивается и другая, посвящённая роману единственного сына владелицы гостиницы «Зелёный попугай» и актрисы цирка Мари.

Источник: 1tv.ru

Романс о влюблённых

Это своего рода песнь о любви, которую с помощью цвета, музыки и поэзии создал Андрей Кончаловский в 1974 году. Картина стоит немного особняком от остальных фильмов в этой подборке: она снята не в жанре комедии и сочетает в себе черты реализма и поэтической условности событий и характеров.

Фильм рассказывает историю любви юных Сергея и Тани, которые общаются между собой с помощью песен и белого стиха (стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером). В какой-то момент им приходиться расстаться, потому что молодого человека забирают в армию. Сергей попадает в морскую пехоту, а Таня с нетерпением ждёт его возвращения. Во время одной из операций его бронетранспортёр уносит в море. Родным приходит извещение о гибели Сергея. Любящий Таню друг детства, хоккеист, помогает ей справиться с несчастьем, и она выходит за него замуж. Но Сергей оказывается жив.

Музыка в этой картине не только эффектное сопровождение, раскрывающее внутренний мир героев. Она становится важной деталью, которая символизирует юность, романтику, нежность и чистоту, достоверно передавая первую влюблённость, атмосферу лёгкости и беспечности. Исчезновение этой составляющей, связывающей главных героев, обозначает конец их беззаботной жизни и взросление. Тогда же пропадает цвет, и реальность становится чёрно-белой. Краски, музыка и ощущение простора возвращаются в финале, олицетворяя возрождение любви.

Небесные ласточки

Этот красивый и лёгкий фильм снял режиссёр Леонид Квинихидзе по оперетте французского композитора Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш» в 1976 году.

Зрителей восхитило поразительное сходство пластичной Ии Нинидзе, сыгравшей главную роль скромной воспитанницы пансиона с молодой Одри Хепбёрн. Мечтающая о театре Дениза такая же обаятельная и предприимчивая, как и героиня Хепбёрн из фильма «Любовь после полудня», е. Чтобы добиться своей цели, она ловко изображает взрослую и опытную девушку, покоряя своей храбростью, настойчивостью и талантом.

Картина наполнена удивительной атмосферой беззаботности, праздника и счастья. Важными элементами фильма становятся массовые музыкально-танцевальные номера по американскому образцу, которые разворачиваются около прекрасного Воронцовского дворца в Алупке и на живописных улицах Ялты.

Труффальдино из Бергамо

Это экранизация популярной пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ» (1749), н.

В ней присутствуют традиционные для романтической комедии элементы:, а переодевания, интриги, любовные перипетиях. Все персонажи пьесы, полностью соответствуют канону комедии дель арте. Это венецианский квартет масок: две пары влюблённых, Капитан и девушка-дзанни Смеральдина. лавный герой фильма становится удачливый плут Труффальдино, простой парень из Бергамо, который случайно попадает в слуги к двум молодым господам: Флориндо и Беатриче. Теперь его задача – угодить обоим, не раскрыв своей двойной службы.

Труффальдино из Бергамо — фильм, о котором можно смело сказать: вначале была музыка. Режиссёр Владимир Воробьёв изначально задумал эту картину как мюзикл, поэтому и согласился на съемку при условии, что музыку к ней напишет известный композитор Александр Колкер.

Обыкновенное чудо

Этот фильм у многих ассоциируется с новогодними праздниками, так как рассказывает о силе любви, способной противостоять даже волшебству. Такую романтическую сказку, наполненную прекрасной музыкой Геннадия Гладкова, в 1978 году снял режиссёр Марк Захаров по одноимённой пьесе (1954) Евгения Шварца.

Этот фильм у многих ассоциируется с новогодними праздниками, так как рассказывает о силе любви, способной противостоять даже волшебству. Такую романтическую сказку, наполненную прекрасной музыкой Геннадия Гладкова, в 1978 году снял режиссёр Марк Захаров по одноимённой пьесе (1954) Евгения Шварца.

Чтобы развлечь себя и свою жену, Волшебник выдумывает сказки. Герои сказок оживают, приходят в его дом и начинают жить своей жизнью. Очередная же сказка получилась очень грустной — как-то, подавшись соблазну, Волшебник превратил медведя в прекрасного юношу, поставив условие, что тот снова станет медведем, если его поцелует принцесса. Медведь в человеческом обличье влюбляется в девушку и уже не хочет возвращаться в свою прежнюю шкуру.

Сказочность и необычность фильма усиливает гениальная музыка Гладкова. Каждая композиция надолго врезается в память, пленяя своей меланхоличностью. Саму музыку и голоса актёров будто подхватывает ветер, слушая их, появляется ощущение лёгкости и полёта, как во сне.

В 2010 году именно из-за прекрасного саундтрека к фильму был поставлен одноимённый мюзикл. В роли режиссёра выступил Иван Поповски, а продюсером стал Алексей Иващенко, автор и продюсер мюзикла «Норд-Ост». Гладков так говорил по поводу своего участия в мюзикле: «Мы поняли, что у нас есть пять основных песен, этаких настоящих колонн. Между ними — много пустот. Мы дописали более 20 песен». Юлий Ким, автор текста песен из «Обыкновенного чуда», также заметил, что «в знаменитом фильме Марка Захарова обнаружились большие резервы для музыкального варианта великой пьесы <…>. Грех было не использовать эти драгоценные возможности».

Источник: film.ru

Летучая мышь

Эта картина была снята режиссёром Яном Фридом по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса в 1979 году. Она сочетает в себе великолепную музыку, юмор, остроумные диалоги и хорошую актёрскую игру. Киновед Александр Фёдоров так написала про этот музыкальный фильм: «Игра Юрия и Виталия Соломиных, на мой взгляд, достойна восхищения. Они играют легко, ярко и с видимым наслаждением погружаются в стихию опереточной „аристократично-буржуазной“ жизни и любовных недоразумений».

Банкир Генрих Айзенштайн частенько в тайне от жены проводит время с другими девушками. Его не останавливает даже тюрьма, в которой он должен отсидеть ночь, и он сбегает на маскарад. Но его коварный друг Фальк решает преподать Генриху урок и отправляет на бал служанку Адель, мечтающую стать актрисой, в карнавальном костюме. В итоге в таинственную незнакомку и вовсе перевоплощается жена Айзенштайна. По закону жанра, муж не узнаёт свою супругу под маской и начинает ухаживать за ней со всем пылом страсти.

Д`Артаньян и три мушкетера

Эта экранизация знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра» была снята для телевидения режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем в 1978 году. Фильм стал одним из самых популярных в СССР и до сих пор остается любимым многими. В нём идеально совпало огромное количество факторов: харизматичные актёры, химия между ними, правильно упрощённый сюжет и прекрасная музыкальная составляющая.

В центре истории — молодой и храбрый гасконец д’Артаньян, который приезжает в Париж, чтобы стать мушкетером. Он знакомится с тремя мушкетерами — Атосом, Портосом и Арамисом. Вскоре он оказывается втянут в интриги, от которых зависит судьба всей Франции. Вместе с новыми друзьями он сражается с врагами короля и защищает честь королевы.

Многие песни, музыку к которым создал Максим Дунаевский, стали настоящими хитами, подарив известность своим исполнителям. За Михаилом Боярским, навсегда закрепился образ храброго Д'Артаньяна. Тоже самое можно сказать и про его коллег. Например, про Вениамина Смехова, замечательно сыгравшего роль Атоса. У композитора Максима Дунаевского и автора текста Юрия Ряшенцева получилось создать песни на любой вкус и под любое настроение: от задорной «Песни мушкетеров» до лирической «Баллады Атоса».

Чародеи

Фильм «Чародеи» – это советская фантастическая комедия, выпущенная в 1982 году. Режиссером выступил Константин Бромберг. В основу фильма легла сатирическая книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Мотивы из книги слились с элементами классического мюзикла и сказочными образами. Такой симбиоз подарил советскому зрителю необычную кинокартину, очень актуальную и дарящую надежду и атмосферу праздника: лента навсегда вошла в топ новогодних фильмов огромного количества россиян. Любой, от мала до велика, сможет пропеть хотя бы пару строчек из культовых песен композитора Евгения Крылатова «Три белых коня» и «Песня о снежинке», которые впервые прозвучали в «Чародеях».

Сюжет никого не оставит равнодушным, так как он посвящён настоящей любви, которая может творить чудеса. Как и в любой сказке здесь сталкиваются зло и добро. Простой инженер Иван узнает, что его возлюбленную Алёну заколдовали при помощи нового изобретения — волшебной палочки, и он готов сделать всё, чтобы спасти девушку. Ивану приходится противостоять заместителю директора НУИНУ, в котором они работают вместе с Алёной, настоящим чародеям и волшебникам.

Источник: aif.ru

Мы из джаза

Это советская музыкальная комедия режиссера Карена Шахназарова вышла в 1983 году. Основой саундтрека стали архивная музыка 1920-х, джазовые композиции Анатолия Кролла и песни Марка Минкова. собую популярность обрели такие композиции как «Спасибо, музыка, тебе» и «Старый рояль».

Фильм рассказывает историю молодого музыканта и студента Одесского музыкального техникума Кости Иванова, который начинает увлекаться новым направлением в музыке — джазом. За этот интерес его выгоняют из учебного заведения, и тогда главный герой решает собрать свою группу. Вскоре небольшой джаз-бенд начинает репетиции и даёт первые концерты. Но идти к славе и успеху приходится по тернистому и тёмному пути.

Мэри Поппинс, до свидания

Музыкальный фильм-мюзикл в двух сериях («Леди Совершенство» и «Неделя кончается в среду») снял в 1983 году Леонид Квинихидзе по произведениям Памелы Трэверс о Мэри Поппинс. Интересно, что режиссёр задумывал эту картину как сказку для взрослых и был очень удивлён тому, что фильм влюбил в себя огромное количество детей.

Кинолента и вправду получилась не совсем обычной. Наполняя фильм классической для такого жанра атмосферой праздника, игры, иронии, озорства и лёгкости, режиссёр не пытается выдать музыкальные номера за «фрагменты жизни» и усиливая их условность с помощью театральных приёмов и декораций. «Здесь не может возникнуть возглас «так не бывает!», ибо так в самом деле не бывает, и этого никто не собирается скрывать» — отмечает кинокритик Ирина Павлова.

Сюжет фильма рассказывает о семье Бэнкс, которая живет в Лондоне и нуждается в няне для своих детей. Однажды они встречают загадочную женщину по имени Мэри Поппинс, которая появляется прямо из воздуха, прилетев на своём зонтике. Эта уникальная няня обладает магическими способностями, которые удивляют и завораживают её воспитанников, а также прекрасными манерам. Она помогает детям понять важность доброты и дружбы, а также учит их двум самым главным в жизни вещам: умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен.

Композиции, созданные Дунаевским для этого фильма, стали настоящими хитами, можно сказать, гимном детства многих поколений, а также превратились в машину времени, помогая вернуться в таинственный период отрочества. Практически на каждом празднике в школах, Домах культуры и просто за домашним столом поют «Леди «Совершенство»», «Непогоду», «Тридцать три коровы», «Льва и брадобрея» или «Ветер перемен». Нужно отметить, что вокал Мэри Поппинс, так запомнившийся зрителям этой картины, принадлежит не актрисе Наталье Андрейченко, а советской и российской певице Татьяне Ворониной.

Гардемарины, вперёд!

«Гардемарины, вперед!» — это советский исторический приключенческий телефильм, созданный в СССР в 1987 году Светланой Дружининой. Фильм основан на романе Нины Соротокиной и рассказывает о трех друзьях-гардемаринах, Саше, Алексее и Никите, которые служат в российском флоте во времена дворцовых интриг и политических переворотов XVIII века. Герои оказываются в центре событий, связанных с заговором против Екатерины Великой, и стремятся спасти свою честь, любовь и Родину. Фильм полон захватывающих приключений, романтических историй и неожиданных поворотов сюжета, а также музыки, написанной Виктором Лебедевым. Баллада о любви «Ланфрен-ланфра», исполненная Михаилом Боярским, в полной мере отображает чувства кавалера де Брильи, который погружается в свои воспоминания. А «Песня о дружбе» и «Не вешать нос!», исполненные Дмитрием Харатьяном, наполнены энергией и динамикой, которая необходима для передачи дерзкого нрава юных героев.

Заключение

Советские фильмы-мюзиклы представляют собой уникальную главу в истории кино. Эти картины сочетают в себе потрясающие музыкальные номера, яркую актёрскую игру и трогательные истории, которые нашли отклик в сердцах зрителей. От «Веселых ребят» до «Чародеев», от «Романса о влюблённых» до «Мэри Поппинс» — каждая из этих картин привнесла что-то новое и оригинальное в жанр мюзикла, делая его еще более привлекательным и любимым.

Советские фильмы-мюзиклы — это не просто развлечение, это настоящие произведения искусства, которые отражают культурные и социальные изменения в стране. Они продолжают вдохновлять новые поколения кинематографистов и зрителей, доказывая, что хорошие музыкальные фильмы могут быть смешными, эмоциональными и злободневными.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*

Приглашаем совершить побег
из реальности в Ленинград 80-х.

Игра по мотивам мюзикла

Летим над Питером!