Рок-опера: синтез рок-музыки и театрального искусства

Казалось бы: как можно соединить один из самых бунтарских и один из самых классически строгих музыкальных жанров? Оказывается, можно. И не просто соединить, а очень даже успешно! Итак, представляем вам рок-оперу. Давайте вместе попробуем понять, в чём состоит особенность этого жанра, как он появился и какие рок-оперы получили мировое признание.

Что такое рок-опера?

Рок-опера — это музыкально-драматический жанр, стилистической основой которого является рок-музыка. Если говорить простыми словами, то мы берём оперу, берём рок и… соединяем. Рок-оперы могут представлять собой как обычный аудиозаписи, то есть издаваться в виде музыкального альбома на физических носителях и онлайн-платформах, так и театральные постановки или фильмы.

Главным отличием оперы и рок-оперы является манера исполнения музыки: если в первом случае используются классические музыкальные инструменты и академический вокал, то рок-опера характеризуется большим бунтарством: электроинструменты, резкий звук, микрофонное пение, отличное от оперного вокала. В рок-вокале часто используется множество различных техник, в том числе экстремальных, например гроул (рычание) или скриминг (крик).

Рок-опера – это жанр свободы. Он зародился в конце 1960-х в Великобритании, а это десятилетие знаменито молодёжной и сексуальной революциями, а также появлением различных новых волн в искусстве. В этот переломный период рок-музыка набирает огромную популярность и начинает влиять на кинематограф, театр и моду. В 1969 году группа The Who выпустила альбом «Томми» о слепоглухонемом человеке, которому суждено стать Мессией, и присвоила ему жанр рок-оперы. Альбом почти сразу стал очень популярным среди слушателей и вызвал восторг у музыкальных критиков, которые расценивали его как настоящий музыкальный прорыв.

Группа The Who

Группа The Who. Источник: Ultimate Classic Rock

Влияние рок-оперы на музыкальную и театральную культуру

Рок-опера, как смешанный жанр, стала ярким высказыванием и экспериментом, который полюбился зрителям. Его поклонниками стали как любители высокого искусства, так и панки. Это направление довольно сильно повлияло на культуру и вкусы людей. Появление рок-оперы и ее популяризация открыли новые горизонты для музыкальных артистов и культуры в целом.

  • Расширила границы музыкально-сценического искусства. Рок-опера стала новым направлением в музыкальном искусстве, расширив возможности оперного и рок-жанров.
  • Под другим углом показала популярные темы и сюжеты. Рок-оперы затрагивают произведения с разным посылом, от исторических до современных, от социальных до философских. Это делает их привлекательными для широкой аудитории и позволяет каждому найти что-то интересное для себя.
  • Произвела большое впечатление на молодых музыкантов. Рок-оперы стали источником вдохновения для юных творцов, которые начали создавать свои собственные музыкальные произведения подобно пионерам этого жанра. Это дало им возможность реализовать своё творчество не только в рамках отдельных песен, но и в виде масштабных альбомов, объединённых общей историей, концепцией и персонажами. Так, музыкальные альбомы стали превращаться в настоящие отдельные вселенные и микромиры.

Лучшие рок-оперы и их авторы

В 70-е и 80-е годы жанр рок-оперы переживал своё золотое время. Так, вышел концептуальный сборник, исследующий тему отчуждения и самоизоляции, «The Wall» группы Pink Floyd, по которому позже был снят фильм. Альбом «The Wall» стал одним из самых успешных музыкальных альбомов 80-х, заняв верхнюю строчку нескольких хит-парадов, а к началу XX столетия и вовсе вошёл в тройку наиболее продаваемых музыкальных альбомов в США.

Кадр из фильма The Wall

Кадр из фильма The Wall. Источник: Alan Parker

1970 год ознаменовался ещё и тем, что именно тогда вышел альбом рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. В оригинальном концепт-альбоме партию Иисуса записал участник легендарной британской группы Deep Purple Иэн Гиллан, а ария Иуды Superstar в исполнении Мюррея Хэда вышла синглом и стала мировым хитом. Головокружительный успех аудиоверсии сделал логичным дальнейшую сценическую постановку рок-оперы: к моменту премьеры на Бродвее в 1971 году тексты песен уже были известны широкой публике. В 1973 году постановку экранизировали. В СССР, кстати, рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда» тоже пользовалась невероятной популярностью, но изначально пластинки с записью распространялись подпольно. Для того, чтобы советские граждане могли послушать легендарную рок-оперу, был развернут настоящий бизнес по подделке и продаже винила. Кстати, увидеть своими глазами, как примерно происходило распространении музыки зарубежных исполнителей можной в Театре МДМ на мюзикле «Ничего не бойся, я с тобой». Именно таким способом главные герои пытаются заработать денег.

Кадр из экранизации рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда»

Кадр из экранизации рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда». Источник: mubi.com

Современные музыкальные группы продолжают дело своих предшественников и помимо привычных музыкальных альбомов, выпускают рок-оперы. Например, у популярной группы Green Day в 2004 году вышел один из известнейших альбомов «American Idiot», повествующий об американском подростковом антигерое из низшего среднего класса. Перейдя к непривычным для себя плавным переходом между песнями и длинным композициям, группа создала концептуальную рок-оперу. По такому же пути пошли и члены группы My Chemical Romance, которые выпустили альбом «The Black Parade» — рок-оперу, посвящённую размышлениям Пациента о жизни и смерти.

Стоит сказать, что популярность жанра привела к тому, что рок-оперы стали появляться не только в Великобритании и в США, но и в других странах. Наверняка большинству поклонников музыкального театра известна французская рок-опера «Моцарт», премьера которой состоялась в Париже в 2009 году. Эта рок-опера считается одной из самых коммерчески успешных постановок 2009-2010 годов: её увидели не только во Франции – гастрольная и концертная версии были показаны в Бельгии, Швейцарии, России, Китае, Японии, Корее.

«Моцарт. Рок-опера»

«Моцарт. Рок-опера». Источник: imdb.com

Рок-оперы в СССР и России: особенности и выдающиеся примеры

Отечественные рок-оперы, как и другие музыкальные сценические и экранные произведения, многим отличаются от западных и американских работ в этом жанре. Общей особенностью большинства советских и российских произведений считается крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями и советским прошлым. Алексей Рыбников, композитор легендарной российской рок-оперы «Юнона и Авось», называет свои произведения «современной оперой», а Виктор Аргонов определил жанр своей работы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно.

В 2012 году одна из самых известных и влиятельных рок-групп в истории русской рок-музыки «Король и Шут» году создала зонг-оперу «TODD». Хотя в тот момент уже существовал американский мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», для нового музыкального проекта Горшенёв и другие члены группы создали оригинальный музыкальный материал.

Зонг-опера «TODD»

Зонг-опера «TODD». Источник: Завтра в Питере

Что мы узнали о рок-опере?

Жанр рок-опера представляет собой уникальное сочетание рок-музыки и театральных элементов, сюжета, актерской игры, костюмов и декораций. Возникнув в 1960-х годах в Великобритании как эксперимент, это направление стало популярным во всём мире. Музыкальные композиции и постановки в этом жанре затрагивают самый разнообразный спектр проблем, помогая зрителям глубже погрузиться в историю и атмосферу произведения.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*