Разница между мюзиклом и опереттой

Мюзикл и оперетта – это два популярных жанра музыкального театра, которые объединяют в себе музыку, пение, танцы и актёрское мастерство. В то же время, несмотря на некоторые сходства, эти жанры отличаются друг от друга. Стоит сказать, однако, что даже заядлые любители периодически затрудняются провести чёткую грань между опереттой и мюзиклом, что уж говорить о тех, кто только знакомится с музыкальным театром. Надеемся, наша небольшая памятка поможет лучше разобраться, что к чему!

Определение оперетты и история её появления

В 19 веке термином “оперетта” начали называть сценические пьесы с музыкой, как правило, носившие фарсовый или сатирический характер. Появившись в Париже в 1850-х годах, оперетты были направлены на то, чтобы удовлетворить потребность в коротких, лёгких постановках, контрастирующих с серьёзными масштабными операми. Так, самыми популярными произведениями того времени были оперетты французского композитора Жака Оффенбаха, чьи «Орфея в аду» и «Прекрасная Елена» использовали греческую мифологию для обличения парижских нравов того времени. Позднее оперетты получили распространение в Англии, Италии и Австрии. В начале 20 века к этому списку добавились США, Германия и Венгрия.

«Орфей в аду»

Источник: rus.team

Итак, оперетта представляет собой музыкальную постановку, как правило, комического характера, близкую по структуре к лёгкой опере. В опереттах, помимо музыки, присутствуют прозаические диалоги, которые обычно ведутся на достаточно “приземлённом” языке, что позволяет зрителям легко понять сюжет.

Что такое мюзикл

Мюзикл – это театральный жанр, который сочетает в себе музыку, вокал, хореографию и драматическое актёрское искусство. Другими слова, это некий синтетический жанр, вобравший в себя всё лучшее из других видов сценического искусства. Как отдельный жанр мюзикла начал зарождаться в США в 20-х годах прошлого века благодаря американским композиторам Джерому Керну, Джорджу Гершвину, Коулу Портеру и другим. В 1943 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Оклахомы!» Роджерса и Хаммерстайна II, который считается первым полноценным мюзиклом в современном понимании этого слова.

Сравнение мюзикла и оперетты

Несмотря на то, что мюзиклы и оперетты имеют некоторые сходства, они значительно отличаются друг от друга в некоторых аспектах. Давайте по порядку.

Основные сходства

Как мы писали ранее, даже профессионалам иногда трудно разделить мюзикл и оперетту. Особенно в современном мире, когда наблюдается повсеместное смешение жанров. А всё потому, что оперетта и мюзикл имеют схожие элементы. Здесь стоит отметить, что мюзикл, будучи относительно молодым жанром, вобрал в себя различные формы сценического искусства. Одним из ‘прародителей’ мюзикла как раз является оперетта. Так, огромное влияние на развитие жанра мюзикла оказали оперетты либреттиста Уильяма Гилберта и композитора Артура Салливана. Кроме того, ярким примером является оперетта в трёх актах австро-венгерского композитора Франца Легара «Весёлая вдова», во многом положившая начало развитию классических бродвейских мюзиклов как коммерчески успешного жанра. «Весёлая вдова» обрела огромную мировую популярность, что привело к появлению своеобразного мерча: дамы начали носить элегантные широкополые шляпки, как у главной героини, появился коктейль «Весёлая вдова». Современные мюзиклы как раз отличаются тем, что активно продают разнообразный мерч: кружки, магниты, футболки, значки.

The Merry Widow

Источник: Encyclopedia Britannica

И мюзикл, и оперетта состоят из музыкальных номеров, через которые раскрывается сюжет и передаются эмоции и чувства персонажей. Таким образом, и в оперетте, и в мюзикле музыка помогает зрителям погрузиться в происходящее на сцене. Большое значение играет либретто – текст музыкально-сценического произведения. Кроме того, артисты обоих рассматриваемых жанров должны обладать исключительными вокальными данными. Из оперетт мюзиклы также вобрали в себя так называемые песни-скороговорки – музыкальные речитативы.

Из оперетты классические мюзиклы унаследовали такой паттерн, как наличие пары главных героев (здесь, как правило, речь идёт о возвышенных чувствах и эмоциях) и пары более приземлённых второстепенных персонажей, которые немного оттеняют пафос основной любовной линии. В классических мюзиклах главные персонажи могут петь в манере, приближенной к академической. Это тоже “наследство” оперетты.

В чём же разница?

Кажется, что мюзиклы и оперетты практически идентичны, по крайней мере в первом приближении. Но всё не так просто, поэтому надо обратить внимание на детали.

Мюзикл и оперетту действительно объединяет музыка (это, кстати, служит основной причиной путаницы), однако её стиль существенно различается. Оперетта корнями уходит в оперу, поэтому вокал в опереттах академический, как и оркестр. Кроме того, вокальные партии пишутся для исполнения без микрофона. И хотя в современных опереттах артисты всё же могут их использовать, но эталоном считается живое пение без подзвучки. Мюзикл, по сравнению с опереттой, свободнее в выборе музыкального языка поэтому в нём можно услышать поп, рок, джаз, хип-хоп и даже рэп.

Некоторые различия присутствуют и в сюжетах. Оперетты, как правило, представляют собой романтические комедии с хэппи-эндом: счастье, любовь и дружба. Чаще всего в опереттах поднимаются проблемы классового неравенства, а также в ироничной форме иллюстрируются пути его преодоления. Кстати, либретто в опереттах может подвергаться сильной редактуре при постановке в разных странах. Основным сеттингом является так называемая “сказочная Европа”: яркая мекка развлечений и свободных нравов или маленькое, но очень колоритное государство где-то на Балканах. И хотя более поздние оперетты могут рассказывать и о драматических событиях, это больше относится не к особенностям жанра, а к требованиям времени.

С мюзиклами дело обстоит иначе: в них фокус наоборот делается на внутриличностную и межличностную драму, на эмоциональные переживания персонажей. Ну и моментов, во время которых хочется плакать, очень много. В интернете существует множество шуточных картинок, на которых человек улыбается во время первого акта мюзикла, но рыдает навзрыд во время второго - мюзиклов с печальным или даже трагическим финалом, достаточно «Вестсайдская история», «Парад», «Суини Тодд», «Мисс Сайгон», «Отверженные» Различные пороки общества в мюзиклах очень часто показаны не через призму иронии, а такими, какие они есть на самом деле. В общем, представление о мюзикле как о легком и развлекательном жанре не совсем верное.

Однако нередки и жизнеутверждающие, дарящие надежду постановки. Ярким примером является мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» театральной компании «Бродвей Москва», который идёт с неизменными аншлагами в Театре МДМ с декабря 2022 года: Ленинград 80-х, ветер перемен, любовь, дружба и 20 хитов бит-квартета «Секрет» в оригинальных аранжировках.

«Ничего не бойся, я с тобой»

Хореография в мюзиклах и опереттах тоже отличается. Да, её наличие характерно для обоих жанров, однако в случае с опереттой танцы являются неким дополнением, иллюстрацией к разворачивающемуся на сцене действию, в то время как для мюзикла танцы – неотъемлемая его часть.

Выводы и ключевые различия

В заключение, мюзиклы и оперетты – это два разных жанра музыкального театра, которые имеют свои сходства и различия.

  • Оперетта является одной из предтечей мюзикла, от которой он унаследовал некоторые элементы, например песни-скороговорки или наличие определённого “набора” персонажей.
  • И в опереттах, и в мюзиклах исключительную роль играет музыкальная составляющая, одна музыка для оперетт отличается своей академической направленностью, в то время как в основе мюзиклов могут быть различные музыкальные жанры, в том числе рок и хип-хоп.
  • Мюзиклы обычно имеют более серьёзные сюжеты и характеризуются глубокой эмоциональной составляющей. Оперетты, особенно классические, как правило, представляют собой произведения комического, характера.
  • Танцы, которые являются неотъемлемым элементов как мюзиклов, так и оперетт, отличаются по стилю исполнения и роли, которую они играют в музыкальных постановках.

Хочется отметить, что до появления мюзикла оперетта выполняла его роль демократичного эскапистского сценического искусства, направленного на широкого зрителя. В годы своего расцвета она воспринималась как яркий, и актуальный жанр. Со временем в этом качестве её вытеснил мюзикл, мгновенно подхватывающий современные ритмы и сюжеты и не хуже оперетты переносящий зрителя в притягательный и оптимистичный мир. Из-за академического музыкального языка, архаичных сюжетов и отсутствия новых названий оперетта теперь воспринимается как музейный и даже мертвый жанр – особенно молодежью. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, за классические оперетты всё чаще берутся современные режиссеры, которые переосмысливают их и делают ближе современному зрителю; во-вторых, для кого-то оперетта c её статными графами, роковыми красавицами и зажигательным канканом – это тот самый волшебный сказочный мир, где хочется укрыться от тягот и тревог жизни.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*