Лучшие бродвейские мюзиклы: от «Чикаго» до «Мулен Руж!»

Бродвей — это не просто улица в Нью-Йорке. Это символ американского театрального искусства, который во всем мире ассоциируется с яркими шоу в жанре мюзикл. Эдгар Аллан По так писал про Бродвей: «Это аорта, по которой течёт лучшая кровь нашей системы. Всё, что есть на нашем континенте изысканного, прошло через эту улицу. Здесь устраиваются лучшие выставки, сюда прибывают караваны со всего света».


С начала 1900-х годов Бродвей стал домом для тысяч талантливых артистов, композиторов, писателей и продюсеров, которые создавали бессмертные шедевры, покоряющие сердца миллионов зрителей. И хотя время идет, и мир меняется, Бродвей остается цитаделью мюзикла.


В этой статье мы поговорим о самых ярких и незабываемых постановках Бродвея. Мы рассмотрим историю создания некоторых из них, разберем их сюжет, музыку и хореографию.

Чикаго

Это американский мюзикл Джона Кандера на либретто Фреда Эбба и Боба Фосси. Он стал адаптацией одноименной театральной пьесы 1926 года, написанной журналисткой Морин Даллас Уоткинс, которая за основу взяла два реальных и не связанных между собой судебных дела. В 1924 году Уоткинс освещала эти процессы для газеты «Чикаго Трибьюн», и ее колонки со скандальными новостями пользовались таким успехом, что она решила создать на их основе пьесу. Мировая премьера мюзикла состоялась на Бродвее 8 апреля 1975 года.

Тот факт, что сюжет этого спектакля основан на реальных событиях, придало ему особую остроту и драматичность, которые пугают и шокируют. История представляет собой сатиру на коррупцию в уголовном судопроизводстве и концепцию «преступника-селебрити». Центральными героями стали домохозяйка с прошлым хористки и артистка водевиля, которые совершили убийство и находятся в ожидании судебного процесса. Подобные заседания в Чикаго 20-х годов превращались в настоящие шоу со своими импресарио и подмостками. Так случилось и в этот раз. Вместо того, чтобы понести наказание, обе женщины становятся настоящими звёздами, с которыми, как с актёрами перед выступлением, отработали роли. Суд становится игрой, рингом для хористки и артистки, соперничающих между собой за право быть «сверхновой звездой».

Главным атрибутом гангстерского мюзикла, созданного в ритме Чикаго 1920-х, стал джаз. Буквально с первых минут звучит композиция «Вся эта суета» в исполнении одной из героинь, которая задаёт настроение всей постановке.

Источник: GRAZIA

Кошки

Мюзикл «Кошки» представляет собой яркий, опасный мир, вдохновлённый сборником стихов Т.С. Элиота под названием «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом». Композитор Эндрю Ллойд Уэббер с детства обожал произведения Элиота. Песни на стихи поэта он начал сочинять ещё в начале 70-х. К 1980 году у композитора накопилось достаточно музыкального материала, который и было решено переработать в мюзикл.

История мюзикла разворачивается на огромной свалке, где кошачья община Jellicle (от словосочетания dear little cat, произнесённого маленьким ребенком) ежегодно собирается для таинственного события — всеобщего бала и своего рода суда, который вершит их старейшина Второзаконие. Цель этого мероприятия — выбрать того, чья душа достойна вознестись на небо. Зритель оказывается в центре вихря кошачьей жизни, наблюдая за харизматичными героями и их взаимодействием.

Постановка отличается яркими костюмами и декорациями, а также зажигательными музыкальными номерами. «Кошки» — это не только забавное и красочное представление, но и глубокое размышление о смысле жизни, дружбе и преданности. Этот мюзикл стал прекрасным образцом того, как искусство может помочь нам лучше понять самих себя и окружающий мир.

Призрак Oперы

Этот мюзикл является одним из самых известных и захватывающих бродвейских шоу. Он основан на одноимённом романе французского писателя Гастона Леру, который написал его под впечатлением от архитектуры только что построенного театра оперы в Париже.

В 1984 году Эндрю Ллойд Уэббер предложил Камерону Макинтошу — сопродюсеру мюзиклов «Кошки» и «Песня и танец» — поставить новый мюзикл. За основу взяли роман Гастона Леру. Вместе они просмотрели экранизации 1925 года с Лоном Чейни и 1943 года с Клодом Рейнсом, но не нашли необходимых драматургических средств, которые бы помогли перенести книгу на сцену. Однако, вдохновившись британским мюзиклом «Призрак Оперы» Кена Хилла, Ллойд Уэббер создал партитуру, временами переходящую в оперный стиль, но в которой была сохранена форма и структура мюзикла. При сочинении полноценных оперных отрывков, принадлежащих в основном второстепенным персонажам, композитор применил смесь разнообразных стилей — от исторических опер Мейербера до Моцарта и даже Гилберта и Салливана. Эти вставки специально часто прерываются диалогами или действием, чтобы чётко обозначить формат «шоу в шоу». Дизайнером мюзикла выступила Мария Бьёрнсон, разработав необыкновенные декорации и создав более 200 костюмов, в том числе для номера «Маскарад». Премьера «Призрака Оперы» состоялась на Вест-Энде в 1986 году и на Бродвее в 1988 году.

Идея этого мюзикла — продемонстрировать силу настоящей любви, которая может сделать более добрым и чутким даже самое ожесточенное сердце. Сюжет повествует о талантливой певице Кристин Даэ, которая становится объектом одержимости таинственного музыкального гения с обезображенным лицом. Мюзикл представляет собой смесь романтики, драмы и триллера, где зритель погружается в мир оперы, интриг и мистических событий. Музыка, написанная композитором Эндрю Ллойд Уэббером, отражает все эмоции и переживания героев, а яркие костюмы и декорации создают атмосферу таинственности и загадочности.

Источник: Yeni Müsavat

Mamma Mia!

Этот мюзикл заряжен особой энергией, так как в основе его лежат мелодичные и зажигательные песни группы ABBA. Всем известные хиты получили новую жизнь благодаря аранжировкам, искусно созданным музыкальным руководителем постановки Мартином Кочем. В работе над современными и более «богатыми», нежели оригиналы, оркестровками ему помогал один из представителей мужской части ABBA Бьорн Ульвеус. Мировая премьера Mamma Mia! состоялась в 1999 году в Лондоне. Показ символично назначили на 6 апреля – в этот день исполнилось 25 лет триумфальной победе шведской четвёрки ABBA на «Евровидении».

Идея сделать мюзикл с песнями суперпопулярной группы пришла к опытному театральному менеджеру Джуди Креймер, которая к середине 1990-х уже успела посотрудничать с выдающимися личностями мировой сцены: композитором Эндрю Ллойдом Уэббером, актрисой Вест-Энда Элейн Пэйдж и либреттистом Тимом Райсом.

В поисках соавторов мисс Креймер связалась со сценаристкой Кэтрин Джонсон. Эти две талантливые дамы сразу осознали, что строить мюзикл только на одной сюжетной линии, посвящённой юным влюблённым, нельзя, так как со времён создания песен ABBA прошло уже много лет. Необходима была вторая пара, которая по возрасту бы соответствовала поклонникам группы. Так появились две центральные героини — мать и дочь. Однако сюжет никак не складывался, пока на Джонсон не снизошло озарение: «А что если мать в своё время переспала с тремя мужчинами и понятия не имеет, от которого из них родила дочь?» Креймер пришла в восторг от такой идеи.

Ставить спектакль пригласили Филлиду Ллойд, у которой за плечами был опыт работы только с операми и драмой. Так возникло трио талантливых женщин, объединенных общей целью. Им предстояло создать мюзикл о сильных представительницах разных поколений — своевольной и находчивой Софи и её упорной и сильной матери, воспитавшей дочь самостоятельно.

Продюсеры

Либретто этого мюзикла написал Мел Брукс в соавторстве с Томасом Миэном по своему же одноимённому комедийному фильму 1968 года. Бродвейская премьера состоялась в театре Сент Джеймс 19 апреля 2001 года. Спектакль был восторженно встречен как зрителями, так и критиками, и на следующий день после открытия побил рекорд дневных кассовых сборов в истории этого театра, продав билетов на 3 миллиона долларов. Также эта постановка получила 12 премий «Тони», в том числе в номинации за лучший мюзикл.

В центре сюжета оказываются два театральных продюсера, которые придумали схему, дающую им возможность разбогатеть на плохих спектаклях. Им необходимо всего лишь привлечь инвестиции, превышающие стоимость постановки. И тогда, если мюзикл провалится, то никто из инвесторов и не вспомнит о своей доле в прибыли, и все оставшиеся от постановки деньги продюсеры смогут оставить себе. Вместе они упорно ищут самые заведомо провальные идеи, сумасшедших авторов либретто, самых неудачливых режиссёров и бездарных актёров.

Постановка получилась такой же комичной, трогательной, остроумной и злободневной, как и фильм. Яркие хореографические номера и зажигательная музыка обрели огромное количество поклонников по всему миру. Критики писали, что Мел Брукс выписал постмодернизму билет на Бродвей, сделал для мюзикла то, что Тарантино сделал для кино.

В апреле 2009 года мюзикл поставили в Москве в театре Et Cetera. Руководитель театра Александр Калягин так сказал про мюзикл: «Для меня самое интересное в этом произведении — это такие понятия, как «толпа» и «произведение искусства». Это очень важно — объяснить зрителю, как легко можно попасть в ловушку пошлости и цинизма».

Источник: Mr Porter

Злая

Этот эффектный, запоминающийся и высокопрофессиональный мюзикл с магическим освещением был создан композитором Стивеном Шварцем и женщиной-драматургом Уинни Хольцман, которые взяли за основу роман Грегори Магвайера «Злая: Жизнь и приключения Злой Западной Ведьмы». Постановкой мюзикла занималась компания Universal Pictures в сотрудничестве с продюсерами Марком Платтом и Дэвидом Стоуном, режиссёром Джо Мантелло и хореографом Уэйном Чиленто. Премьера «Злой» состоялась в бродвейском театре «Гершвин» в октябре 2003 года после предпремьерных показов в театре Curran Theatre в Сан-Франциско в мае того же года.

Сюжет мюзикла разворачивается параллельно с событиями художественного фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года и романа «Удивительный волшебник из страны Оз» Лаймена Баума. Главными фигурами истории становятся две волшебницы из этого магического государства. Одна имеет зелёную кожу, зовётся Эльфабой и отвергнута обществом, другая же отличается привлекательной внешностью и честолюбием и носит имя Глинда. Первой уготовано стать Злой Ведьмой Запада, её же подруге посчастливилось стать Доброй Ведьмой Севера. В мюзикле показана история их взросления, соперничество за любовь одного и того же мужчины, а также борьба с тираническим Волшебником, который настроил всю Страну Оз против Эльфабы.

Работа над музыкальным материалом началась ещё в 1998 году, когда Шварц проникся книгой Магвайера. Он делал заметки, отмечая фрагменты различных мелодий, которые звучали в его голове при прочтении определённых глав. Создавая музыкальные темы для своего спектакля, Шварц вдохновлялся творчеством композитора Джули Стайна — одного из самых известных сторонников лейтмотивов в музыкальном сопровождении бродвейских мюзиклов. В «Злой» присутствие две главные музыкальные темы, который красной нитью проходят сквозь всю партитуру.

Первая, тема Эльфабы, перекочевала из рок-оперы The Survival of St. Joan, где Шварц занимал должность музыкального руководителя: «Мне всегда очень нравилась эта мелодия, и я никак не мог понять, что же с ней делать», — поделился композитор в интервью 2004 года. Эта тема содержит в себе отголоски Рахманинова (первые аккорды в No One Mourns the Wicked), которые как раз пришли на ум Шварцу во время чтения книги.

Второй же мотив под названием Unlimited появляется в качестве интерлюдии в нескольких номерах. Чтобы отдать должное Гарольду Арлену, написавшему саундтрек к экранизации 1939 года, композитор включил в эту тему первые семь нот песни Over The Rainbow.

Гамильтон

Идея мюзикла возникла у композитора и актераЛина-Мануэля Миранды в 2008 году во время прочтения биографии Александра Гамильтона. Книга Рона Чернова, посвящённая одному из отцов-основателей Америки, так сильно вдохновила композитора, что в свободное от основной работы время (Миранда играл в собственном мюзикле In the Heights) он начал работать над будущим историко-политическим хип-хоп мюзиклом.

Мировая премьера «Гамильтона» состоялась в феврале 2015 года в офф-бродвейском Общественном театре Нью-Йорка. Постановка стала лауреатом в 26 номинациях различных премий, и в августе того же года перебралась на Бродвей в театр Ричарда Роджерса. Режиссёром выступил Томас Кейл, а над хореографией работал Энди Бланкенбуэлер. Изюминкой мюзикла стало использование рэп- и R’n’B-музыки наряду с привычными бродвейскими мелодиями. В композициях встречаются отсылки к известным рэп-композициям таких артистов и групп, как Ноториус Б. И. Г., Джей-Зи, Ди-Эм-Экс, Grandmaster Flash & The Furious Five, Beastie Boys, Mobb Deep, A Tribe Called Quest и другим.

Действие мюзикла разворачивается в Нью-Йорке конца XVIII века и рассказывает о пути Александра Гамильтона от сироты с Карибских островов до выдающегося государственного деятеля и творца экономической политики кабинета Джорджа Вашингтона. Сложные перипетии его жизни, показанные параллельно изображению переломного момента в стране, революция и любовь складываются в своего рода музыкальную эпопею, затрагивающую темы борьбы, предательства и дружбы. Мюзикл «Гамильтон» не только прославляет историю Америки, но и демонстрирует проблемы современного общества: социальное неравенство, важность образования и саморазвития для достижения успеха.

Как художественное произведение «Гамильтон» гиперболизирует и трансформирует действительность под себя, делая конфликты более выразительными. Однако школьные учителя всё равно рекомендуют этот мюзикл своим ученикам, чтобы они узнали больше об истории США. Комитет Пулитцеровской премии охарактеризовал постановку как «знаковый мюзикл в американской драматургии, рассказывающий об одарённом отце-основателе, чья история до сих пор будоражит сердца и умы современников». Уникальность мюзикла «Гамильтон» состоит в том, что он показывает историю Америки как бы глазами его небелого населения. Дело в том, что почти все главные роли исполняются актерами латиноамериканского, африканского происхождения. Это придает мюзиклу особую ценность и помогает найти отклик у самых разных зрителей.

Мулен Руж!

«Мулен Руж!» — это захватывающая и яркая постановка, которая переносит зрителей в мир кабаре и его посетителей. Либретто к этому джукбокс-мюзиклу написал драматург Джон Логан, взяв за основу сюжет фильма «Мулен Руж!» 2001 года. Премьера на Бродвее состоялась в театре Эла Хиршфельда 25 июля 2019 года.

Главным местом действия мюзикла становится парижский квартал Монмартр во времена Прекрасной эпохи на рубеже XIX и XX веков. Перед зрителем разыгрывается история Кристиана, молодого поэта, который влюбляется в артистку и куртизанку Сатин, загадочную и талантливую звезду Мулен Руж. Мюзикл представляет собой переплетение любовных и опасных интриг, которые разворачиваются на фоне жизни знаменитого кабаре. Как и в фильме, партитура мюзикла объединяет оригинальные песни с популярной музыкой, включая композиции, написанные за 17 лет, прошедших с момента премьеры фильма.

Как и сюжет киноленты, сценический вариант этой яркой и грустной истории отсылает зрителя к лучшим образцам итальянской классической оперы: яркие помпезные декорации, громкая музыка, впечатляющие специальные эффекты. По словам База Лурмана, режиссёра фильма, в основу отношений Кристиана и Сатин была положена древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.

Источник: tanishamoore.com

Мир иллюзий и любви

Мюзиклы Бродвея — это уникальное явление в истории мирового театра. Режиссёры и композиторы, сочетая музыку, танцы, актерское мастерство и театральные приёмы, создают незабываемые постановки, которые оставляют след в душе каждого зрителя, вдохновляют на создание новых произведений, учат ценить искусство и открывать для себя новые горизонты.

Бродвейские мюзиклы продолжают развиваться и удивлять нас своими инновационными идеями и талантливыми исполнителями. На этом мы завершаем наше путешествие по этому необыкновенному миру. Надеемся, что эта статья помогла вам окунуться в атмосферу этой удивительной вселенной с персонажами, историями и музыками из разных эпох и жанров, а также вдохновила на новые открытия в мире искусства.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*