Как возник мюзикл в России и куда он движется сегодня?

Мюзикл — неотъемлемая часть современной поп-культуры. Как самостоятельный жанр он распространен во многих странах мира, включая и Россию, где в последние три десятилетия упрочил свои позиции и превратился в заметное явление отечественной музыкальной и театральной культуры.


Мы любим мюзиклы за гармоничное соединение музыки, вокала, танца и драмы, а также за невероятную зрелищность, динамичность и способность говорить на сложные и актуальные темы доступным и понятным языком.


Давайте заглянем в захватывающий мир мюзиклов и посмотрим, как этот американский жанр завоевал сердца российских зрителей.

Истоки мюзикла в России

У российского мюзикла был свой путь, отличный от американского или европейского. В нашей стране долгое время мюзикл скрываться под маской музыкального фильма, спектакля или рок-оперы.

На западе – особенно на Бродвее – мюзикл с самого начала развивался как сценический жанр, у нас же он попал в театр через музыкальные кинокомедии, прежде всего режиссера Г. Александрова. Он интересовался джазом, путешествовал по миру, в том числе, побывал в Америке в Голливуде, где на него огромное впечатление произвело музыкальное кино. Вернувшись в Россию, он снял кинокомедию «Веселые ребята» с участием джаз-бенда Л. Утесова, а затем еще два хита - «Цирк» и «Волга-Волга». Во всех этих фильмах были яркие и запоминающиеся музыкальные и хореографические номера, но они имели скорее вставной характер и больше напоминали аттракцион, не являясь инструментом драматургии, который двигал сюжет.

История мюзикла в России

Источник: 1tv.ru

Вместе с композитором И. Дунаевским, который внёс в развитие мюзикла огромный вклад, Александров умело сочетал две культурные парадигмы — русскую душевность и безграничную американскую фантазию. В его фильмах славянские мотивы и джазовые аранжировки шагали бок о бок, а русские народные танцы переплетались с американским степом. Все это отличало его произведения от киноработ его современника И. Пырьева, в которых в большей степени ощущалось влияние европейской оперетты.

Направление, заданное Г. Александровым, не получило развитие из-за политической обстановки. Советские композиторы и режиссёры надолго забыли о жанре-космополите.

Мюзикл в Советском Союзе

Ситуацию, связанную с мюзиклом в СССР, отлично демонстрируют слова композитора Геннадия Гладкова: «Мы же, родоначальники русского мюзикла — Рыбников, Дашкевич и я — начинали на пустом месте. И нас все время гоняли. Само слово „мюзикл“ раздражало. Мы стыдливо его избегали. Но как бы то ни было, с американским мюзиклом, где все зажигательно танцуют и поют, мы состязаться не можем. Мы всегда тяготели к исследованию человеческих отношений».

Советские кинематографисты не использовали слово “мюзикл” применительно к музыкальным картинам, но множество фильмов, снятых в эпоху СССР, имели черты киномюзикла. Это «Айболит-66» Р. Быкова, «Мелодии Верийского квартала» Т. Шенгелая, «Романс о влюблённых» А. Кончаловского, а также телефильмы М. Захарова «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо» и другие.

Однако понемногу в СССР начали знакомиться с бродвейским мюзиклом. Процесс этот начался в середине 1960-х годов, когда в ленинградском театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Но в целом советский театр предпочитал социальную брехтовскую зонг-оперу («Трехгрошовая опера», «Добрый человек из Сезуана») и лирическую музыкальную комедию.

В то же время, начиная с 1970-х, российские композиторы и постановщики создали целый ряд самобытных музыкальных спектаклей под влиянием рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» и рок-музыки в целом. Такими произведения стали спектакль «Свадьба Кречинского» (композитор А. Колкер) в Ленинградском театре оперетты, первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика» (композитор А. Журбин) в оперной студии при Ленинградской Консерватории и ленкомовские спектакли М. Захарова — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (композитор А. Рыбников), «Тиль» (композитор Г. Гладков), и «Юнона и Авось» (композитор А. Рыбников).

История мюзикла в России

Источник: lenkom.ru

Мюзикл в современной России

Рас­цвет мю­зик­лов в Рос­сии начался во вре­мя пе­ре­строй­ки. В 1990 году в те­ат­ре Мос­со­ве­та по­ста­ви­ли рок-оперу Э. Ллой­да-Уэб­бе­ра «Иисус Хри­стос — су­пер­звез­да». Это был на­сто­я­щий про­рыв — и в те­ма­ти­ке, и в том, что это рок-мюзикл иностранного автора. В 1998 году в Московском театре оперетты состоялась премьера первого лицензионного мюзикла — польского «Метро». Считается, что именно этот проект стал первым настоящим мюзиклом западного типа на российской сцене.

Первым отечественным авторским музыкально-театральным продуктом, который целенаправленно создавался в жанре коммерческого мюзикла и соответствовал всем музыкальным, сценарно-постановочным и административным параметрам, был «Норд-Ост» продюсеров и композиторов А. Иващенко и Г. Васильева (2001). Авторы вдохновлялись западными образцами, например, мюзиклом «Отверженные», и использовали в продвижении постановки опыт западного коммерческого театра, в том числе формат проката — ежедневный.

История мюзикла в России

Источник: moscow.theatrehd.com

Полученный опыт был успешно применен к мюзиклу «12 стульев», продюсером которого стал коммерческий директор «Норд-Оста» Дмитрий Богачев. Он же встал во главе российского отделения международной компании «Стейдж Энтертейнмент», которая с 2005 по 2017 год работала в России. Этот прокатчик перенес на отечественную сцену такие признанные шедевры мирового музыкального театра, как Cats, Mamma Mia!, «Красавица и Чудовище», «Призрак Оперы», «Бал вампиров» и др.

Сейчас Дмитрий Богачев возглавляет театральную компанию «Бродвей Москва», штаб-квартира которой находится в Московском дворце молодежи. Компания специализируется на прокате международных театральных хитов и создании собственных оригинальных постановок. Так, с декабря 2022 года в Театре МДМ идет мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», который бьет все рекорды посещаемости и сборов. Особенность этого проекта состоит в том, что в фабулу вписаны хиты бит-квартета «Секрет», которые обрели в спектакле вторую жизнь.

История мюзикла в России

По другому пути пошел Московский театр оперетты, где в начале 2000-х с огромным успехом шли лицензионные французские мюзиклы «Нотр-Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта». По их образцу театр создал три коммерческих постановки с полностью российской творческой группой: «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина».

С 2012 года в Москве работает Московский театр мюзикла, с любопытной и разнообразной афишей, в которой есть и семейные мюзиклы («Чудеса и куралесы», «Мамонтенок»), и адаптация литературной классики («Преступление и наказание»), и мюзиклы, созданные совместно с канадскими постановщиками («Принцесса цирка», «Праймтайм»).

Куда же движется мюзикл в России? Заключение

Российский мюзикл продолжает следовать по собственному, уникальному пути: наращивает аудиторию, экспериментирует с формами и технологиями, обращается к новым темам. Постановки этого жанра идут не только в музыкальных, но в драматических театрах, становясь привычной частью репертуара и привлекая нового зрителя. При этом российский мюзикл пытается соответствовать западным стандартам, подразумевающим высокий уровень исполнения и зрелищность.

С каждым годом появляется все больше оригинальных российских постановок. Одни из них основаны на популярных фильмах и мультфильмах («Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Обыкновенное чудо» и др.), в основе других лежат известные сюжеты («Маугли», «Дракула», «Айсвилль»), третьи имеют полностью оригинальный сценарий («Ничего не бойся, я с тобой», «Тест на любовь»); из архивов достают хиты прошлых лет («Свадьба Кречинского»).

Растет количество поклонников жанра, особенно среди молодежи. Впрочем, у мюзиклов нет возрастных ограничений: каждому поколению они предлагают что-то свое: кому-то эффектный визуальный ряд, кому-то историю, отзывающуюся в сердце, кому-то – музыку, которую хочется переслушивать снова и снова.

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*