Русские мюзиклы

За последние десятилетия в России было создано множество великолепных мюзиклов, которые стали неотъемлемой частью культурной жизни страны. Эти музыкальные постановки, сочетающие в себе песни, танцы и драматическую игру актеров, покорили сердца зрителей разных возрастов и интересов. Они восхищали и продолжают восхищать своей креативностью, мощью и эмоциональной глубиной. В статье мы поговорим о самых лучших русских мюзиклах, их истории создания, особенностях и вкладе в развитие жанра.

«Норд-Ост»

«Норд-Ост» был создан в 2001 году продюсерами Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». Такой материал был выбран не случайно. Во-первых, возвышенная и драматическая история любви Кати Татариновой и Сани Григорьева любима многими поколениями россиян, что, безусловно, не могло не повлиять на успех мюзикла. Во-вторых, оригинальный сюжет произведения идеально подходил под все требования жанра. Каверин объединил в своем произведении любовь и ненависть, героизм и предательство, нежность и энергию. Ему удалось правдиво изобразить романтику и веру в справедливость. Мюзикл, как и сам роман, получился многоуровневым. В нём раскрывалась не только любовная линия, но и история великой страны и великих открытий.

«Норд-Ост» стал важной вехой в развитии жанра мюзикла в России. Создатели перенесли на российскую почву западный принцип — «действо должно быть сверхзрелищным». Были построены гигантские подвижные декорации (самолёт-бомбардировщик, нос шхуны и др.), которые наравне с актёрами каждый вечер удостаивались оваций.

Этот мюзикл стал первым российским мюзиклом мирового класса, завоевавшим популярность и признание. Его успех во многом определил вторую волну интереса к этому жанру в России, после него на сцене появилось множество новых профессиональных и качественных произведений в жанре музыкального театра.

Источник: TheatreHD

«Монте-Кристо»

Мюзикл «Монте-Кристо» — очень искренний спектакль, у зрителей, сидящих в зале, создаётся потрясающий эффект присутствия. Это оригинальная российская постановка, авторами которой стали Роман Игнатьев (музыка) и Юлий Ким (стихи, либретто). В основе мюзикла лежит роман Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо». Премьера состоялась 1 октября 2008 года на сцене театра «Московская оперетта».

Эта постановка необычна тем, что музыкально ближе к рок-опере, нежели к обычному классическому мюзиклу. И такая особенность идёт спектаклю только на пользу, так как пронзительные арии, открытая манера пения и ритмичность прекрасно передаёт драйвовый и брутальный дух литературного источника. Также мотивы мелодий своими манящими, неожиданными переливами поддерживают таинственную атмосферу романа.

Декорации поражают масштабностью и в тоже время минимализмом, ведь над ними работал мэтр отечественного театра, художник по костюмам и декоратор Вячеслав Окунев. Они состоят из огромной конструкции, похожей на строительные леса, и она удивительным образом трансформируется то в корабль, то в тюрьму. Костюмы сделаны по образцам нарядов той эпохи, но художник добавили изюминку, раздав всем героем его узнаваемый цвет, который бы характеризовал его типаж, характер и роль в истории.

Мюзикл «Монте-Кристо» — это уникальное творение, способное пленить сердца аудитории эмоциональной глубиной и незабываемыми музыкальными номерами. Он переносит зрителя в мир страсти, мести и искупления, оставляя неизгладимый след в душе каждого.

Источник: montecristo-musical.ru

«Граф Орлов»

Премьера этого мюзикла состоялась 6 октября 2012 года и была приурочена к году истории в России. Это событие вызвало значительный интерес в светских кругах и прессе.

«Граф Орлов» –– прежде всего захватывающее зрелище, в котором ведущую роль играет трио, состоящее из сценариста, художника по костюмам и специалиста по свету. Были выстроены огромные декорации высотой с трехэтажный дом, благодаря которым действие разворачивается сразу в трёх городах. Что касается костюмов, то они представляют собой настоящий праздник фантазии: они то яркие и красочные, то выцветают образуя редкую по выразительности чёрно-белую графику. Работа со светом представляет собой своего рода цветомузыку, которая переливается романтичными, праздничными и трагичными тональностями.

Основа сюжета этого мюзикла относится к событиям XVIII века, когда бывший фаворит Екатерины II и командующий российским флотом граф Орлов, пребывающий в Италии, встречается с девушкой, которая называет себя внучкой Петра I и претендует на трон России (более известной под именем княжна Тараканова). Перед Орловым встаёт выбор между его обязанностями при дворе и чувствами к этой самозванке и авантюристке.

Источник: orlov-musical.ru

«Всё о Золушке»

Этот спектакль, основанный на идее Дмитрия Быкова (ныне признан иноагентом), поставил талантливый режиссёр-постановщик Олег Глушков, известный своими театральными работами в России и за рубежом. Музыку написал Раймонд Паулс при участии группы «СЛОТ», а либретто — Сергей Плотов. Стиль декораций и костюмов мюзикла, созданные художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой, наталкивает на мысль, что создатели во время разработки спектакля вдохновлялись творчеством Тима Бёртона, его сказочно жуткими пространствами и своеобразной мрачной атмосферой, отсылающей к готической культуре. Мировая премьера состоялась 22 октября 2014 года в Московском театре мюзикла.

Классическую детскую сказку создатели осовременили и трансформировали в гротескную, ироничную, но трогательную историю о любви, которая разворачивается в коварном мире, где доверчивым и наивным сложно найти безопасное место. Да, в ней присутствует счастливый финал, но есть и неожиданные повороты сюжета. Яркие выразительные персонажи, злободневный юмор и волшебная музыка сложились в красочное шоу, которое оформлено именно таким образом, который привычен современным детям и подросткам. Мюзикл разговаривает именно на языке зрителя, используя элементы сегодняшней жизни: характерные спортивные костюмы с лампасами у свиты Мачихи, образы Золушки в стиле аниме, молодёжный сленг и др. Эта история станет отличным приключением для скептиков и романтиков всех возрастов.

Источник: teamuz.ru

«Преступление и наказание»

Историю создания этой рок-оперы можно назвать самой длинной и тернистой. Было разработано две версии постановки (длинная четырёхчасовая и сокращённая, действия которой были перенесены в 90-е), текст несколько раз переписывался и сокращался, менялся жанр. Всё началось в конце 70-х, когда Андрей Кончаловский, один из авторов либретто, предложил Эдуарду Артемьеву создать партитуру для оперы по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В последующие тридцать лет было создано множество эскизов, которые не устраивали композитора, и он всё начинал заново. Артемьев сам признавался, что часто бросал работу из-за давления гения Достоевского.

Интересно, что композитора ничем не ограничивали и он создал полистилистическое произведение, сочетающее в себе разнообразие жанров и стилей: рока, джаза, фольклора, классической оперы, электроники, духовных песнопений и мюзикла. Так же как и музыка Артемьева, стихи, написанные Юрием Ряшенцевым, который практически не менял стиль Достоевского, филигранно найдя рифмы и ритмы, совершенно не противоречили произведению и передавали нужную болезненную и тревожную атмосферу.

Вернулись к разработке театральной постановки только в 2015 году, тогда-то и были переосмыслены и сокращены либретто и партитура, но сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Премьера рок-оперы «Преступление и наказание» состоялась 17 марта 2016 года и была приурочена к 150-летию выхода романа (он был опубликован в декабре 1866 года).

Источник: teamuz.ru

«Анна Каренина»

Известные театральные режиссёры и постановщики не смогли пройти мимо великого романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». И на основе этого произведения создавалось множество ярких, пышных и громких спектаклей. Своим сюжетом, поднятыми темами, трагизмом он отвечает на все требования, которые необходимы и музыкальному представлению. В России также не могли не обратиться к этому важному произведению отечественного автора.

8 октября 2016 года в Московском театре оперетты поставили утончённый мюзикл на либретто и стихи Юлия Кима, а музыку написал композитор Роман Игнатьев. Основан на одноимённом романе Льва Толстого. Одним из главных достоинств мюзикла является его музыка. Композиторы сумели передать всю глубину и сложность переживаний героев через музыкальные произведения, а также создать особую тональность, тему для каждого героя, которая без слов характеризует ту или иную фигуру. Например, у Левина все арии мелодичные, живые, но в то же время меланхоличны, а партии Облонского всегда полны жизнелюбием, озорством и кокетством. И это завораживающе красивая, трогательная классическая история скандальной любви разыгрывается в поразительно роскошных декорациях, погружающих нас в салоны высшего света XIX века.

Величественная и поэтичная постановка «Анна Каренина» не оставляет равнодушными никого из зрителей. Она воплощает в себе весь эмоциональный спектр эмоций русской классики и раскрывает многообразие человеческих чувств.

Источник: karenina-musical.ru

«Фома»

Спектакль «Фома» был создан режиссёром Филиппом Разенковым специально для постановки в Новосибирском музыкальном театре. Автором либретто стал поэт и драматург Константин Рубинский. Премьера мюзикла, основанного на жизни Юрия Шевчука, состоялась в декабре 2019 года и вызвала большой интерес. Никто не ожидал, что биография этого поэта и музыканта, представителя культуры андеграунда советской эпохи станет основой для масштабной театральной постановки.

Спектакль «Фома» интересен тем, что не пересказывает целиком биографию музыканта, а переосмысляет её с помощью собирательного, обощённого и поэтизированного образа, которым становится главный герой Фома. Его имя — это не прикрытие, а аллюзия к одноимённой песне Шевчука. Таким образом этот персонаж становится отражением определённой эпохи и определённого поколения, своего рода супергероем, который рушит границы дозволенного. Судьба музыканта в рок-мюзикле плотно пересекается c судьбой Советского Союза, затем — России, а эпизоды жизни героя остроумно рифмуются с ёмкими зарисовками повседневности, оформленной как комикс или графический роман. Мюзикл, рассказывающий о нашей стране, перестроечном времени, любви и мечтах, стал настоящей биографией русского рока, который оставил сильный след в нашей культуре.

Источник: muzkom.ru

«Шахматы»

Создатели мюзикла, британский либреттист Тим Райс и участники группы ABBA, в начале 1980-х годов решили реализовать интересную идею, которая довольно сильно выбивалась из привычного для жанра формата. Эта постановка была основана не на сказочных приключениях или романтических историях, а на переосмысление настоящих событий не самого далекого прошлого — 1970–80-х годов. Любовная линия в ней играла второстепенную роль, а на первый план вышли шахматы и политика. Таким образом, зрители увидели строгий мюзикл в чёрно-белый палитре, которая передавала спортивное противостоянии на фоне холодной войны. Однако в то же время мюзикл не был обделён и яркими номерами, например, как «Одна ночь в Бангкоке», а также он вобрал в себя невероятное жанровое разнообразие арий: тут есть и почти оперные номера, и рок-н-ролл, и фактически госпел, и диско-номер.

Российской адаптацией занялась опытная команда компании «Бродвей Москва» во главе с продюсером Дмитрием Богачевом. В роли режиссёра выступил постановщик «Звуков музыки» Евгений Писарев, а автором песен Алексей Иващенко, у которого за плечами были «Норд-Ост», «Призрак оперы» и «Поющие под дождем». На успех и популярность мюзикла повлиял не только профессиональный подход, но и актуальность темы. Премьера «Шахмат» в России состоялась 17 октября 2020 года, можно сказать, в разгар шахматного бума, почти одновременно с сериалом «Ход королевы» (2020 г).

«Ничего не бойся, я с тобой»

3 декабря 2022 года на сцене Театра МДМ (Московского дворца молодёжи) состоялась премьера российского мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» на основе творчества группы «Секрет». Авторами сюжета и пьесы выступили Сергей Калужанов и Михаил Миронов, продюсером — Дмитрий Богачёв, глава театральной компании «Бродвей Москва».

Сюжет мюзикла разворачивается в Ленинграде середины 1980-х годов с характерными признаками эпохи — дефицитными пластинками, квартирниками, встречами на крышах, белыми ночами и ожиданиями перемен.

По форме постановка напоминает мюзикл Mamma Mia!, а романтичная трогательная тональность ассоциируется с La La land. Хиты вплетены в спектакль в современном звучании, под которые молодая труппа искренне и драйвово исполняет свои номера. Полный доброго юмора увлекательный сюжет, фантастическая зрелищность и атмосфера единения артистов и зрителей делает этот спектакль уникальным перформансом.

Мюзикл получил огромное количество положительных отзывов зрителей и музыкальных критиков. После премьеры один из основателей группы Николай Фоменко восторгался работой постановщиков и артистов. В апреле 2023 года мюзикл стал самым кассовым за всю историю театра в России. Большинству он запомнился ностальгической атмосферой, лёгкостью, мелодичностью и трогательной историей любви.

«МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так»

Премьера спектакля «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так» состоялась на сцене нового театра «Маска» в здании МДМ 19 декабря 2023 года. Это яркое комедийное шоу с пародиями на суперхиты стало новым проектом театральной компании «Бродвей Москва». Творческую команду нового спектакля возглавила режиссер Анна Шевчук, хореографом стала Ирина Кашуба, а художественным оформление создали сценограф Максим Обрезков, художник по костюмам Анастасия Федорова и художник по свету Александр Сиваев. Пьесу и тексты песен написал драматург и сценарист Сергей Плотов.

«МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так» — это своего рода зеркало, которое помогает проникнуть за кулисы и узнать все секреты создания настоящего мюзикла. В центре сюжета новой постановки – история, случившаяся в вымышленном городе Семиозёрске. Театр при доме культуры неожиданно получает заказ от шефа крупного предприятия на создание настоящего мюзикла. Режиссёр и артисты с энтузиазмом берутся за дело, но в день премьеры всё идёт не по плану: спонсор требует изменений, чтобы угодить своей тёще, исполнительница главной роли попадает в больницу, а слова и музыку приходится менять на ходу! Никто не знает, что будет, когда откроется занавес.

Павел Лёвкин, исполнивший одну из главных ролей в этом мюзикле, описал постановку так: «Здесь, на мой взгляд, существование приближено к фарсу, в хорошем смысле: выкручены характеры, ситуации доведены до какого-то сюра, но при этом не теряется искренность».

«Маяковский. Городской мюзикл»

19 июля 2023 года в России отмечалось 130-летие со дня рождения Владимира Маяковского — одного из самых громких и самобытных поэтов ХХ века. В этот день Театр на Малой Ордынке под художественным руководством Народного артиста РФ Евгения Владимировича Герасимова презентовали в Большом зале Государственного Кремлёвского Дворца самую яркую премьеру 30-го юбилейного театрального сезона, музыкально-драматический спектакль «Маяковский. Городской мюзикл».

В основу этой постановки легли самые важные стихотворения Владимира Маяковского, его воспоминания, письма и воспоминания Лили Брик и её сестры Эльзы. С помощью них рассказывается история о поэте, который отвергал всё общепринятое и признанное, однако в конечном итоге стал выдающимся классиком. Это история о человеке, который творил новую реальность, но так и не смог найти в ней своего места.

Сильные чувства, дружеские отношения и предательства, огорчения и грёзы — всё это быстро проносится под тревожную музыку ХХ века и держит зрителя в напряжении до конца спектакля.

Источник: kremlinpalace.org

Скидка 10% на все билеты и
новости о проектах для подписчиков

*